Государственный герб россии: история и скрытое значение

Значение гербовой символики

Эмблема страны воссоздана Санкт-Петербургским художником Евгением Ильичом Ухналевым.

У Большого герба имеются существенные различия с современным символом:

  • орлиный клюв раскрыт шире на царском гербе;
  • в современной интерпретации нет ни гербов княжеств, ни цепи апостола Андрея Первозванного;
  • конник развернут в современном варианте вправо по отношению к смотрящему на изображение, в императорском – в другую сторону;
  • цветовая палитра императорского герба – черно-золотая, современного – красно-золотая.

Современный вид герба РФ близок к гербу царских времен с атрибутикой той эпохи, но символика его элементов переосмыслена и стала иметь иное значение:

  • Двуглавый орел, будучи первоначально символом государства, наследовавшего Византии, в наше время просто подчеркивает могущество и силу государства, трансконтинентальный характер страны, частично расположенной в Европе, частично – в Азии. Перья птицы сейчас расположены в три ряда, что трактуется такими понятиями, как добро, истина и красота.
  • Три короны воплощают уровни власти либо ветви власти. Короны Петра Великого теперь символ российского суверенитета. Поначалу это был знак Святой Троицы, а позже обозначал три царства.
  • Держава в современной версии олицетворяет целостность, единство государства и его могущество. Скипетр стал олицетворением государственного суверенитета страны, ее политической независимости. Изначально эти предметы являлись просто атрибутами царской (императорской) власти.
  • Фигура всадника, поражающего дракона, сохранила свое историческое значение. Это изображение символически показывает победу добра над злом, и всадник — Георгий Победоносец – выступает здесь как защитник Отечества. Щит также традиционно олицетворяет защиту.
  • Черный дракон становится олицетворением тяжелых испытаний в судьбе страны, а также он является знаком скорби по невинно погибшим.

В целом символика герба РФ на сегодняшний день обозначает государственную власть и единство страны.

Что символизируют цвета

Цветовое оформление играет значительную роль в геральдике, это оптимальное средство передачи конкретизированного значения языка символов. Существует и общепринятое толкование, допускающее незначительную вариативность. Щит, являющийся фоном, изображается красным, что означает кровь, пролитую защитниками Родины в многочисленных сражениях против внешних врагов во имя сохранения независимости. Наряду с мужеством и отвагой, оттенок олицетворяет яркое чувство, в частности — любовь к Отечеству, которая проявляется в бескомпромиссной стойкости его граждан, готовности защищать рубежи, в братском отношении к соотечественникам разных этнических групп.

проект Г. А. Ильина. 1918

Двуглавый орёл имеет золотистый цвет, что отражает богатство во всех смыслах. Речь идёт не только о материальных ресурсах и благах, но и о природном достоянии, а также духовной, душевной составляющей. Последнее понятие тесно связано с проявлениями качеств, выполняющих роль духовной канвы в православии — сострадания, милосердия, смирения, великодушия и верности. Во времена Петра Первого орёл окрашивался в чёрный цвет, как выражение преемственности имперских традиций Византии, а золотистый цвет «вернулся» к птице только в 1993 году.

Щит на груди орла — вновь красный, а «заключённая» в его границах композиция воспроизведена с преобладанием серебристых тонов. Таким создан всадник, копьё и конь. Светлые тона — чистота мыслей и намерений, благородные устремления к высшим идеалам. Ярким элементом на таком фоне кажется плащ воина — он синий, что обозначает освобождение или стремление к достижению и сохранению свободы, а также мирное небо над головой. Змей под копытами коня — чёрный, это знак, олицетворяющий зло, альтернативная трактовка побуждает воспринимать чёрный цвет как символ памяти, неизбывной скорби о погибших в кровопролитных войнах разных эпох, одновременно это и демонстрация постоянства в преодолении тяжёлых испытаний.

Проект герба предлагавшийся Конституционной комиссией РФ

Современная трактовка

История России складывается из огромного числа разнообразных ключевых событий, повлиявших на тип государственного устройства. Изменения находили отражение и в символике. Смена исторических эпох, однако, не оказала существенного влияния на основные атрибуты, что обусловлено необходимостью сохранения преемственности в приоритетах развития страны.

Актуальный вид герба России демонстрирует примечательное сочетание консервативных и современных черт. Трактовать следует, исходя из понимания действительных реалий с учётом глубокой взаимосвязи с историческим прошлым. Основа, представленная широким щитом, означает надёжную защиту целостности государства.

Важно: Орёл знаменует высшую власть. Символическое значение в базовом понимании сохранилось со времён античности

В условиях современности, учитывая особенности географического расположения и геополитических тенденций, величественная двуглавая птица на гербе России означает ориентирование на конструктивную политическую активность в двух направлениях, готовность к диалогу с Западом и Востоком.

Герб Русского царства. 1667 г.

Держава, в старину именуемая золотым яблоком, олицетворяет могущество. Скипетр считается символом независимости (в узком конкретном значении используется как знак торжества над интервентами и захватчиками).

На гербе России нет случайных нюансов: 3 ряда перьев на крыльях птицы также наделены особым значением. Они олицетворяют приверженность к основам просвещенного общества, где есть место воплощению красоты, добра и истины. Совокупное обобщенное значение символов заключается в единстве, что имеет прямое отношение не только к территориальной целостности, но и к ментальному единению народов, населяющих самую большую по площади (в актуальных условиях) страну в мире.

Когда появился двуглавый орел

Никто точно не может сказать, когда появился двуглавый орел на гербе России. В исторических архивах нет документов на этот счет.

Герб при последних Рюриковичах

Текущий герб России берёт своё начало в XIII веке. Тогда, аналогичное изображение использовалось династией Палеологов (возглавляли Византию в XIII-XV вв.).

Герб Палеологов

Формальным поводом для его заимствования стало как падение Византийского государства, так и помолвка Ивана III на Софье Палеолог. При Иване III герб выглядел следующим образом:

Герб при Иване III

В дальнейшем он продолжал неоднократно изменяться. При Иване Грозном вместо двух корон на нём красовалась одна с крестом, а на тело орла был добавлен всадник, пронзающий змея. Рюриковичи решили подчеркнуть особую роль Георгия Победоносца и добавить его образ в герб России. Значение геральдического символа приобрело новый смысл в истории государства .

Герб при Иване IV

При Фёдоре Ивановиче корон вновь стало две, а над ними возвышался крест.

Герб при Фёдоре Иоановиче

Герб при Романовых

После Смутного времени воцарилась династия Романовых, и её основатель Михаил Романов внёс новые коррективы в изображение — теперь корон стало три: две на каждую из голов и одна связующая. Двуглавый орел символизирует на гербе России того времени власть в Астраханских, Казанских и Сибирских землях. А в 1654 году были добавлены такие элементы как скипетр и держава.

Герб при Фёдоре Иоановиче

При основании в 1721 году Российской Империи был учреждён следующий герб, который сохранил свое единообразие до 1917 года. Скипетр и держава сохранились, как и три короны, только центральная стала больше. Также и окрас орла стал чёрным.

Герб Российской Империи с 1721 года

Несмотря на единый образ этого символа на протяжение существования Российской Империи, в последующие годы многие императоры и императрицы не чурались вносить в него свои изменения. Так, при Павле I был добавлен мальтийский крест, при Александре II всадника повернули в другую сторону, а на крыльях орла разместили гербы наиболее значимых территорий в составе империи.

Герб при Павле IГерб при Александре II

Герб в XX веке

В межреволюционный период 1917 года использовался герб, ставший известным в народе как «ощипанная курица». Любопытно, что «ощипанная курица» до сих появляется эмблемой банка России и размещается на большинстве монет.

Герб Российской Республики

В годы СССР от прежних символов государства отказались. В учебниках истории преподносилось негативное описание и значение герба России для школьников, как символ порабощения рабочего класса. Однако традиционные и символические «Серп и молот» вовсе не являются гербом СССР. К 1946 году был разработан и принят следующий вариант герба, включающий в себя пятиконечную красную звезду, земной шар с серпом и молотом, солнце, пшеничные колосья и надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».

Герб СССР

В составе СССР свой герб имелся и у РСФСР. Он содержал такие составные элементы как: щит, серп и молот, колосья пшеницы, звезду и лозунг.

Герб РСФСР

Текущий вариант герба России был утверждён в 1993 году (по проекту Е. Ухналева). Ему вернули золотой цвет, а Георгий Победоносец вновь стал смотреть направо.

Современный государственный герб России

Двуглавый орел

Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого Московского княжества) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орел украсил Большую Государственную печать.

Откуда же «прилетел» двуглавый орел на государственную геральдику России?

Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с византийской принцессой Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого».

Москва нуждалась в серьезных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания.

Двуглавый орел давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».

Существует также версия, что двуглавый орел пришел на Русь не из Византии, а от Гамсбургов, использовавших этот символ за полвека до появления фантастического пернатого на госпечати Ивана III.

К слову, византийцы никогда не использовали этот орнитологический символ на государственных печатях (в отличие от императоров Священной Римской империи). Кроме того, неизвестно почему, но орёл в качестве «приданого» появился в государственной печати почти через 20 лет после женитьбы Иоанна III и Софьи Палеолог.

Ещё одна версия появления двуглавого орла — от монголо-татар. Золотая Орда какое-то время чеканила монеты с изображение двуглавого орла. Разумеется, Иоанн III держал в руках «татарскую валюту».

В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада, пока в 1483 году еще не прекратила своего существования.

Возможно, Великий Московский князь хотел разыграть карту преемства некогда могущественного государства, почему и поставил на печать символ, знакомый другим «татарским ханствам», образовавшимся после распада Орды.

Есть и ещё одна версия — алхимическая. У алхимиков двуглавый орел символизировал Философский камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus, или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, то, вероятно, кто-то из них практиковал алхимические опыты. Например, лекари, аптекари, которые, как известно, поголовно в те времена были увлечены получением Философского камня. От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.

Надо сказать, что в конце XV века использование двуглавого орла было модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III, «подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре, решил последовать тенденции.

Двухголовая птица индуизма

Большой магической силой наделена в мифологии индуизма двухголовая птица Гандаберунда. Она способна противостоять разрушениям. О возникновении этого существа придумали красивое предание. Согласно ему, верховный бог Вишну сразил демона, обернувшись в образ смеси человека и льва Нарасимхи. Однако даже после того, как он одержал победу и выпил кровь своего врага, в нем продолжала бурлить злость и он оставался в страшном образе. Все его боялись, и поэтому полубоги попросили помощи у Шивы. Бог обернулся в восьминогое создание Шарабхи, чья сила и мощь превосходила Нарасимху. Тогда Вишну перевоплотился в Гандаберунду, и в этих образах два божества вступили схватку. С тех пор в индуизме двуглавая птица означает колоссальную, разрушительную мощь.

Самое древнее сохранившееся изображение птицы находится в Индии на статуе, созданной в 1047 году. Чтобы показать огромную силу этого существа, его изображали несущим в когтях и клювах слонов и львов. Сегодня эта эмблема присутствует на гербе индийского штата Карнатака.

Историческое прошлое герба

Впервые символ этой двуглавой птицы был отмечен при Иване III в 1497 г. Его изображение было на царской печати. Причины, из-за которых царь решил использовать именно орла, до сих неизвестны.

Примерно тогда же к символам государства добавляется всадник, который позднее будет назван Георгием Победоносцем. Первый случай появления изображения двуглавого орла был, когда царь скрепил своей печатью грамоту, предоставлявшую право на обладание участками земли. Также в период царствования Ивана III изображение этой птицы появилось на стенах Грановитой палаты Кремля.

Несмотря на то, что специалисты до сих пор ведут дискуссии о том, почему же выбор пал на орла, и его стали использовать российские монархи. Самой популярной считается следующая версия: женой Ивана III была племянница последнего императора Византии, Софья Палеолог. Это предположение было озвучено еще Карамзиным. Но у нее есть несколько причин, которые заставляют усомниться в правдивости этой теории:

  1. Местом рождения Софии был город, которой был не близко расположен к Константинополю.
  2. Двуглавого орла поместили на герб спустя продолжительное время после заключения союза между Софьей и Иваном.
  3. Иван III никогда не претендовал на византийский престол.

Историки так и не знают достоверно, почему именно такая символика была взята для российского герба. Интересным фактом еще является то, что орлиное изображение использовалось на монетах Новгорода.

Ну так Смоленск или Новгород?

Как уже говорилось выше (см. ), в «Хронике Констанцского собора» Ульриха Рихенталя изображены два герба, связанные со Смоленском: герб «князя Федора пана Смоленска в Красной Руси» (идущие львы в двухчастном сине-золотом щите) и герб «князя Белой Руси» (четверочастный щит, в двух полях которого кресты на красном поле, а в двух других на синем поле золотые орлы, сидящие на задних половинах львов).

Гербы князя Федора Смоленского. т.н. Констанцская рукопись «Хроники Констанцского собора…», 1464 г.

Слева — герб «герцога Федора из Белой России, пана Смоленского» из аугсбургской печатной версии «Хроники Констанцского собора У. Рихенталя. 1483. Фото – Библиотека земли Баден, Карсруэ. Электронный архив. Справа — тот же герб «герцога Белой Руси и Смоленска». Гербовник Вернигероде (Шаффхаузен), 15 в.

Изображение из гербовника Конрада Грюненберга. 15 в. В описании нет никаких «Смоленсков». Герб назван «БЕЛАЯ РОССИЯ», в подписи присутствует также упоминание главного города этой Белой России, но прочитать его не удается…

Интересная разновидность этого герба изображена в гербовнике Виндхага: орёл и полулев в этом гербовнике разделены по разным полям герба и окрашены эти половины по-разному.

Гербы Белой Руси и Смоленской земли в обрамлении герба Великого князя Московского, Львовского, Русского и Лифляндского из «Гербовника из библиотеки графа Иоахима фон Виндхага«, 16 в. (Kolorierte Wappenbucher aus der Bibliotheca Windhagiana). Фото – библиотека Университета Тюбингена

Так уж получилось, что герб «Смоленска в Красной Руси» практически не использовался в более поздние годы (за исключением воспроизведения его в гербовнике Конрада Грюненберга) и был скоро забыт, а вот четверочастный герб «князя Белой Руси» стал восприниматься как герб Смоленской земли. На рисунке ниже этот герб изображен рядом со Смоленском на карте Каспара Вопелия, он же перепечатан в Польском гербовнике Марка Амброзиуса (1570 г.).

Герб Смоленской земли на карте Каспара Вопелия. XVI в.

Как смоленский герб он рассматривался и в русской историографии: В.Лукомский предполагал, что этот герб из «Хроники…» принадлежал сыну смоленского князя Юрия Святославича (бежавшего в Москву после занятия Смоленска поляками) Федору. По версии Г.Ражнева этот герб был «представлен собору смоленским князем Федором Юрьевичем, выехавшим в 1412 году за границу и вступившим в военно-монашеский Орден св. Иоанна Иерусалимского. Об этом говорят белые кресты на красном поле — главный символ этого Ордена. Белый крест — символ четырех христианских добродетелей, а красное поле — символ пролитой крови на поле брани. Половинки тулова льва с орлами — замаскированное изображение пушки, так как католическая церковь долгие годы называла пушки орудием дьявола и официально проклинала их». На наш взгляд эта версия не выдерживает критики; никаких сведений об использовании смоленского герба с пушкой до «Хроники…» нет. Да и процесс «вступления» князя Федора в монашеский орден с мгновенным получением орденских прибавок в герб выглядит сомнительной.

Представляется более интересным то, что князь Федор назван в «Хронике Констанцкого собора» князем Белой Руси. Да и герб с крестами, орлом и половиной льва в рукописной редакции «Хроники…» подписан как «Белая Русь». Между тем Белой Русью в те времена часто называли земли Великого Новгорода. На наш взгляд кресты в гербе Белой Руси могли символизировать связи Новгорода с Ганзой (даже на гербе Ганзейской конторы в Новгороде изображался подобный крестик), а странная композиция из орла, сидящего на разрубленном льве могла быть попыткой древних художников свести воедино различные изображения на новгородских печатях. Среди нескольких наиболее употребляемых типов новгородских печатей есть и печать с орлом, и печать с непонятным зверем, напоминающим льва. Чем не прототипы для герба?

Новгородские печати по книге В.Л.Янин, П.Г.Гайдуков »Актовые печати Древней Руси X-XII вв.»

Резюмируем: герб с изображением креста, орла и половины льва, часто идентифицируемые как герб Смоленска, скорее всего являлся гербом новгородской «Белой Руси». Это, конечно, гипотеза. Достоверное ее подтверждение вряд ли возможно…

Чей же лук со стрелами

В предыдущей главе мы уже упоминали загадочный герб «короля Руси» — синий щит с изображением двух рук, натягивающих лук перед выстрелом. Точно такой же герб изображен и в практически копии гербовника Конрада Грюненберга — гербовнике Георга Ортенбурга, 1602 года.

Герб «Короля Руси» в гербовнике Конрада Грюненберга. 1480 г.

Тот же русский герб в Гербовника Георга Ортенбурга. 1602 года (фактически — копия рисунка из Грюненберга).

Украинские исследователи считают, что это одно из первых изображений герба города Киева. Действительно изображение самострела, арбалета или куши — первый известный городской символ Киева. Однако есть ряд обстоятельств, заставляющих засомневаться в «киевской» версии:

Как правило, древние гербовники имеют четкую структуру: например, сначала описываются гербы королевств в пределах Священной Римской империи, затем королей, не входящих в империю, затем — восточных владык, информации о которых мало, затем — полуфантастические государства, затем — страны, о которых вообще почти ничего не известно (вроде полумифического царства пресвитера Иоанна или страны людей с собачьими головами); а после завершения описания гербовладельцев королевского сана начинают рассказывать о следующих в феодальной иерархии группах: великих герцогах, герцогах, епископах и т.п.

Давайте посмотрим, в какой части гербовника Конрада Грюненберга расположен якобы киевский герб. Итак листаем гербовник: идет рассказ об императоре Священной римской империи, королевствах в пределах Германии, затем — соседи Германии, потом окраины Европы — короли Сицилии и Калабрии; потом другая окраина — король Польши (вместе с гербами Литвы и Руси с центром во Львове); затем короли Наварры, Гранады, короли Далмации и Хорватии; со следующей страницы начинаются сомнительные гербы короля Эфиопии, библейской Сабы, несколько индийских королей, императоры Китая. Персии, несколько гербов татарских ханов, герб Эдома близ Иудеи, герб библейского короля Балтазара, несколько неизвестных гербов, и наконец — герб «КОРОЛЯ РУСИ». После него идут еще несколько сложноидентифицируемых «королей», а затем автор переходит от фантазий к вполне адекватной информации о следущей ступени иерархии — европейских герцогах.

Будь герб с руками, луком и стрелой действительно гербом Киева, он должен был размещаться либо в разделе Польского королевства (там же, где герб Руси с центром во Львове), либо в разделе великих герцогов (князей), рядом с Мазовией. А фактически руки с луком размещены среди малоизвестных европейцам азиатских «королевств», но именно самостоятельных королевств, а не зависимых от них герцогств или княжеств. Наиболее естественно было бы разместить там именно герб Московской Руси, информации о которой (тем более, достоверных сведений о ее гербе, у европейцев не было).

Вы спросите, а почему же не осталось никаких поздних свидетельств о связи лука со стрелой и герба Московии? Во-первых, герб в гербовнике Грюненберга скорее всего фантазийный, приписанный Москве (равно как и большинство гербов азиатских «королей»), а во вторых — свидетельства остались: на хорошо известной в древности карте Олафа Магнуса рядом с сидящим на троне царем Иваном Васильевичем изображен как раз гербовый щит со всадником, натягивающим лук (а совсем не копейщик).

Морская карта Carta Marina Олафа Магнуса 1539 г. Рядом с царем Иваном Васильевичем (MAGNUS PRINCEPS MOSCOVITAR) изображен герб — всадник, стреляющий из лука.

Двуглавое приданое

Как известно, двуглавый орёл был гербом Византийской империи. Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с византийской принцессой Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого». Конечно, Великий Московский князь мог легко отказаться от неорганичной для русского глаза птицы, но набиравшая политические обороты Москва нуждалась в серьёзных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания. Дело в том, что на Западе были мало осведомлены в нюансах российской политической картины и полагали, что на Востоке расположена бескрайняя Татария, где люди пьют молоко кобылиц и спят на голой земле.

Двуглавый же орёл давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».

Двуглавый орел у персов, арабов и монголов

Позже двуглавый орел (значение символа нам уже известно) возникает в Персии. Его образ в первых веках нашей эры использовали шахи династии Сасанидов. На их смену пришли арабы, правители которых размещали представленное изображение на монетах. Эта эмблема также относилась к восточному орнаменту. Он пользовался особой популярностью при декорировании. Им украшали даже подставки для Корана. В Средние века его поместили на штандартах турок-сельджуков. В Золотой Орде орел означал победу. До сегодняшнего дня сохранились монеты с изображением этой двуглавой птицы, отчеканенные во времена правления ханов Узбека и Джаныбека.

Значение символа двуглавого орла

Наиболее распространенное значение о двуглавом орле – это две головы, обращенные на Восток и Запад, что символизирует географическое положение России. Образ птицы часто менялся. В течение XVI и XVII веков его стали изображать на государственном гербе, поддерживаемым львом, драконом, грифоном. На государственном гербе России XIX века орла поддерживали архангелы. На голове каждого орла была одета корона. Между головами часто добавлялись и другие символы, например, русский шестиконечный крест. В 1625 году вместо креста официально была помещена третья корона. Историки интерпретируют три короны как ссылку на христианскую концепцию Святой Троицы (Бога-Отца, Сына и Святого Духа). В когтях орел держит скипетр, что означает символы власти.

В 1917 году орел стал белым. В советское время птица была заменена на серп и молот. С 1993 года орел вернулся, и по-прежнему смотрит в разные стороны и носит три короны. Изображение двуглавого орла на гербе России символизирует единство всех народов и национальностей, живущих на территории государства.

Историки так не могут прийти к единой теории возникновения этой птицы. Была ли она взята у римлян или в хеттов, кто принес и сделал этот атрибут государственным символом.