Чем и как промыть систему отопления, батареи

Типы

Прежде чем проводить очищение системы отопления, сначала необходимо определится с металлом батарей.

Алюминиевые радиаторы нельзя очищать так же, как медно-латунные и чугунные. Это связано с тем, что первые не используют припой в своей конструкции и этот металл негативно реагирует на каустическую соду.

Алюминий является более реакционноспособным металлом, чем медь-латунь, и его можно растворить каустической содой. Из-за этого такие радиаторы подвергаются другому процессу очистки.

Медно-латунные и чугунные батареи отопления можно почистить любыми доступными способами.

Особенности радиаторов

В новых или старых квартирах хрущевского типа устанавливают преимущественно чугунные батареи, так называемые гармошки. Они славятся своей продолжительной эксплуатацией и остаются теплыми некоторое время после того, как горячая жидкость перестала обновляться. Чугун легче переносит работу с перепадами давления в системе и некачественным содержимым. Но и стоят такие радиаторы дороже.

Изделия из биметаллического материала дешевле, тоньше, легче. Отличаются повышенной теплоотдачей, но и остывают быстро. Их проще мыть с внешней стороны и выглядят они более привлекательно с эстетической точки зрения.

Забиваются не так часто, потому что сделаны из более гладкого материала, к которому меньше налипает грязь. Но биметаллические батареи чаще лопают, не выдержав внезапного скачка давления в системе. Это не редкость в начале отопительного сезона или при резких перепадах температур. Потому их предпочитают использовать в частных домах или коммерческих строениях.

Алюминиевые изделия дешевле всего, но они хрупки, недолговечны. В квартирах со старой отопительной системой быстро теряют свою функциональность.

В процессе ухода каждый тип батареи нужно рассматривать индивидуально.

Этапы очистки батарей

Промывать батареи лучше вдвоем-втроем, т. к. они довольно тяжелые

Первая очистка осуществляется горячей водой без применения химических и биосредств. Этот этап позволяет в дальнейшем сэкономить моющие препараты и ускорить их действие.

Радиатор нужно наполнить водой и интенсивно встряхивать, в результате чего грязь отстаёт от стенок и сливается вместе с отработанной жидкостью. Действие надо повторять до тех пор, пока из батареи не будет вытекать чистая вода. Секции радиатора тяжёлые, встряхивать их в одиночку очень непросто, перед проведением работ необходимо заручиться помощью 1–2 человек.

В промытую водой батарею следует залить моющее средство. Чтобы чистящий раствор не вытек, необходимо поставить заглушки на все отверстия секции. В зависимости от выбранного средства, его оставляют часа на 1.5–2, чтобы чистящее вещество успело вступить в реакцию с налётом и растворить его. В это время снаружи необходимо простукивать батарею деревянным молоточком или периодически встряхивать содержимое, чтобы помогать отслоению накипи. Затем нужно открыть заглушки, слить раствор и промыть полость проточной водой. Полоскать следует до тех пор, пока будут выходить частицы размягчённого налёта.

В случаях особенно сильного засора можно разобрать батарею на секции и промывать каждую часть отдельно. Это значительно облегчит процесс.

Вычищенные теплообменники нужно просушить и установить на свои места. Старые деформированные футорки и межсекционные прокладки заменить новыми, прикрепить воздушники или краны Маевского на концах батареи, если они отсутствуют.

Чистка внутреннего пространства

Алгоритм работы следующий: шланг с горячей водой вставить в выпускное отверстие клапана, промывать батарею большим напором струи для удаления шлака. Если не помогает простая вода, то промывка батарей осуществляется с дополнительными химическими компонентами. Следует установить на место торцевые футорки, в секции залить концентрированную уксусную кислоту, подогретую до +40 С. Оставить раствор на 3-4 часа, чтобы очистка была более качественной, затем жидкость слить и снова промыть радиаторы под напором.

Средство для удаления мусора и шлака делается из кислоты или щелочи (уксус, каустическая сода). Едкие составы быстро очищают загрязнения. Но если уксус нельзя, то следует поискать, чем промыть алюминиевый радиатор отопления. Подойдет состав для чистки радиаторов для автомобиля. Это не агрессивная, а мягкая жидкость, которая заливается внутрь секций, затем по инструкции на упаковке добавляется нужный объем воды. Жидкий состав должен заполнять более половины внутреннего пространства прибора отопления. После заливки батарею нужно встряхивать каждые 10 минут в течение двух часов, а потом промыть из шланга сильным напором чистой воды.

Из каустической соды состав готовится так:

  • смешать часть соды с чуть меньшей частью порошка стирального;
  • добавить воды до получения жидкого концентрированного раствора;
  • перелить смесь в радиатор;
  • встряхнуть батарею как можно сильнее и оставить на час.

Потом промывать радиатор мощным напором воды, удаляя не только шлак, но и отложения, ржавчину. Содовый раствор выглаживает внутренние шероховатости на стенках секций, снижает скорость образования накипи. Регулярность применения – не чаще 1 раза в месяц.

Снимать радиаторы – процесс сложный, не всегда выполнимый. Рассмотрим, можно ли промывать старые батареи в квартире без демонтажа

Можно, если сначала выпустить воздух и слить воду, но важно работать аккуратно без ошибок, чтобы не повредить приборы. Потребуется перекрытие линии паропровода, затем организация подачи воды по системе отопления. Проливается вода до тех пор, пока она не станет чистой и прозрачной

Проливается вода до тех пор, пока она не станет чистой и прозрачной.

Как и чем промыть алюминиевые радиаторы

В зависимости от предполагаемой степени загрязнения батарей и особенностей строения отопительной системы следует подобрать вариант, который оптимально подойдет для бережной и качественной очистки.

При помощи химических материалов

Алюминий — довольно нежный металл, который требует подбора специальных средств для очистки. Химсредства должны отлично справляться с удалением отложений, не причиняя при этом вреда алюминиевому радиатору.

Важно! При обработке батарей следует соблюдать меры предосторожности и избегать попадания химического средства на кожу и слизистые. Если для очистки используется концентрат, то его следует разбавить в соответствии с прилагаемой инструкцией

Если для очистки используется концентрат, то его следует разбавить в соответствии с прилагаемой инструкцией.

Гидродинамическая чистка

Промывка осуществляется путем обработки системы тонкой струей воды, которая подается специальным оборудованием под высоким давлением.

Это довольно трудоемкий способ, требующий использования дополнительных приборов.

Вода, попадая в трубы, смывает все на своем пути, благодаря чему даже большое количество грязи и известковых отложений легко убирается. После того как накипь была сбита, осуществляется прогонка воды в батарее для очищения ее от мусора. Когда из радиатора начнёт вытекать чистая вода промывка будет считаться качественной.

Гидравлическая

Гидравлический метод включает в себя прогон теплоносителя внутри изделия в течение нескольких циклов. Слой грязи должен смыться под воздействием потока воды. Промывка считается успешной после того, как из батареи польется чистая вода. Этот способ не требует снятия радиатора и прекрасно подойдет для профилактических ежегодных работ. Гидравлическая промывка не оказывает на оборудование дополнительного давления, что предупреждает появление дефектов на секциях.

Импульсная

Оптимальным способом для очистки алюминиевых радиаторов станет импульсный метод.

Фото 1. Схема подключения оборудования для импульсной очистки батареи при помощи пневматического пистолета Тайфун.

Ударная волна, которая создается вследствие импульсного воздействия, эффективно и бережно очищает оборудование на расстоянии до 50 метров при помощи искусственного создания давления до 12 атмосфер. Такую промывку проводят исключительно профессиональными инструментами в соответствии с европейскими стандартами и свойствами засоренной батареи.

Мытье внутри

Метод, как почистить от налета внутри батареи отопления, выбирают, учитывая тип радиатора.

Чтобы промыть чугунную батарею, применяют:

  • уксусную эссенцию;
  • кальцинированную соду;
  • лимонную кислоту;
  • жидкость для прочистки автомобильного радиатора.

Сперва готовят очищающий раствор (растворяют в горячей воде несколько ст. л. соды или эссенции). В поставленную в ванну батарею с помощью воронки заливают жидкость. Оба отверстия – входное и выходное – закрывают заглушками. Руками в перчатках берут радиатор, интенсивно встряхивают его. Оставляют на час, чтобы раствор разъел ржавчину и известковый налет. Аккуратно постукивают резиновым молотком, чтобы отколоть крупные слои налета.

Советуем также почитать: Как почистить матрас от мочи, плесени, грязи, крови, жирных пятен, неприятных запахов

По прошествии указанного времени насаживают на кран гибкий шланг, другой конец вставляют во входное отверстие в батарею, сняв обе заглушки. Включают воду на полную мощность, ждут несколько минут, чтобы струя вымыла загрязнения.

Способ, как самостоятельно промыть алюминиевые батареи отопления, практически не отличается от того, что используется для чугунных изделий. Для радиаторов из алюминия используют те же составы и технологии, однако желательно не применять слишком агрессивные средства – налет на внутренних стенках выполненных из этого металла изделий образуется намного медленнее, и чистки лимонной или уксусной кислотой в большинстве случаев бывает достаточно.

Как выбрать жидкость для промывки контура?

Выбирать средство для промывки контура необходимо с учетом материала, из которого изготовлены трубы и радиаторы. Эта информация указывается в инструкции к препарату.

Значение имеет и вид теплоносителя — вода или антифриз (пропиленгликоль, этиленгликоль, глицерин). Так, для систем, работающих на «незамерзайках», характерно отложение шлама и гликолевых остатков, образующихся при разложении теплоносителя. Для их растворения используются другие действующие вещества.

В идеале перед промывкой контура, независимо от вида теплоносителя, рекомендуется проанализировать состав теплоносителя, и, в зависимости содержащихся в циркулирующей среде веществ, подбирать средство. Но ясно, что в домашних условиях никто не станет обременять себя лишними сложностями. Поэтому мастера используют средство, которому доверяют больше всего.

Средства и жидкости для промывки систем отопления

Препаратные формы

Реагенты по промывке системы отопления делят на три вида по препаратной форме:

  • порошки;
  • концентраты;
  • готовые к применению составы.

Порошковую и концентрированную форму перед использованием разводят водой. Третий вид сразу заливают в систему.

Действующее вещество

Средства для очистки контура обычно имеют в основе кислоты — лимонную, ортофосфорную, соляную, уксусную, лимонную. Также выпускают моющие средства на основе щелочей. Вторые более деликатно очищают. Но их обычно используют только на отдельных участках — например, для чистки мембраны.

Промывка контура котла с помощью специальной жидкости

Другие компоненты

Помимо кислот и щелочей, в состав входят ПАВ — поверхностно-активные вещества, которые смывают скопившуюся внутри контура грязь и мешают ее повторному оседанию на стенки трубы. В промывки включают также компоненты, предотвращающие коррозию металла.

Некоторые производители добавляют цветовые индикаторы, указывающие на химическую активность продукта. Если цвет меняется в самом начале промывки, то это означает, что концентрация слишком мала, и нужно ее повысить.

Но некоторые производители добавляют в свои продукты присадки, которые делают очиститель биоразлагаемым. Этот момент всегда нужно уточнять в инструкции или у продавца.

Гидропневматическая промывка

Данным способом промывки на протяжении многих десятилетий пользуются ЖКХ, поскольку он отличается эффективностью, но при условии соблюдения всех правил. Инструкция, как выполняется такая работа, несложная. Контур запускают на сброс в канализацию, сначала с линии подачи на обратку, а затем наоборот. При проведении гидропневматической промывки специальным насосом в поток воды нагнетают воздух (детальнее: «Гидропневмопромывка и гидропромывка систем отопления»). 

Передвигаясь по контуру, пульпа выносит ил и частично убирает накипь. 

Предприятиями ЖКХ используется такая последовательность:

  • на обратном трубопроводе перекрывают домовую задвижку;
  • к замерочному вентилю подключают компрессор;
  • открывают сброс на обратке;
  • когда в балластной емкости компрессора давление достигает величины 6 кгс/см², открывают вентиль, к которому подключено устройство;
  • поочередно перекрывают группы стояков так, чтобы одновременно не было открыто их более одного десятка. Проконтролировать процесс промывки можно легко – для этого достаточно оценить визуально степень загрязнения воды, выходящей на сбросе. Когда она прозрачная, приступают к чистке новой группы стояков. 

Если все стояки промыты, сброс переключают в обратную сторону: 

  • его закрывают, а также вентиль, к которому подключался компрессор;
  • на подаче перекрывают домовую задвижку и открывают ее на обратке;
  • открывают сброс с подачи, а компрессор подключают к замерочному вентилю, расположенному на обратном трубопроводе и открывают его. Промывку групп стояков производят еще раз, но при обратном токе пульпы. 

Что нужно знать перед процедурой?

Промывка охлаждающей системы – серьезная процедура, которая требует наличия навыка обслуживания автомобиля. Неграмотно проведенная чистка может обернуться проблемами, поэтому перед началом процедуры необходимо ознакомиться не только с устройством механизма, но и правилами очищения.

Система охлаждения включает детали, изготовленные из разных материалов. Они отличаются разной устойчивостью к химическим реагентам. Игнорирование этого факта может привести к разъеданию некоторых составных частей и вызвать еще более серьезные последствия.

Например, если конденсатор кондиционера сделан из алюминия, то применение лимонной кислоты может вызвать истончение его стенок. При этом чугунные и стальные детали полностью сохраняют свою целостность.

Чтобы избежать проблем, которые возникают при радикальной чистке, рекомендуется проводить профилактику, использовать оригинальный состав антифриза и вовремя его менять.

Как промыть радиатор отопления в домашних условиях

Необходимо подчеркнуть, что чистку батарей следует делать по окончанию отопительного сезона.

Схема хим промывки системы отопления.

Чтоб без помощи других помыть батарею отопления, нужно слить воду из отопительной системы и выполнить демонтаж радиатора. Промывка осуществляется смесями каустической соды, уксусной кислоты, молочной сыворотки, также при помощи бытовой химии.

Прочистка радиатора производится дома в ванной. Чтоб не разрушить эмаль ванны, на ее дно выстилаются плотные тряпки, а в сливное отверстие ставится сеточка, чтоб большие загрязнения не просочились в сточную канаву.

Промывка системы остывания на автомобиле приора. Чувак смешал 2 антифриза, в конечном итоге получил «гремучую смесь»…

https://youtube.com/watch?v=M3piEQ3JDlU

С металлических батареи нужно снять все заглушки, и в открытые отверстия следует залить горячую воду. После первой заливки, радиатор необходимо потрясти и слить воду с частицами мусора. Во второй раз залить воду, но с добавлением чистящего средства: кальцинированной или каустической соды, молочной сыворотки, уксуса. Уксусную эссенцию концентрацией 70% используют всю бутылочку на один радиатор.

После заливки данного раствора, заглушки следует закрыть и оставить прибор минимум на 1 час. По истечению времени, батарею надо хорошо встряхнуть, постучать по ней деревянным молотком, чтобы остатки ржавчины и налета отделились от ее внутренней поверхности. Раствор сливают и вновь заливают чистую воду. Промывка водой осуществляется столько раз, пока из батареи не будет выливаться чистая вода

Тщательно промыть полость радиатора важно еще и потому, что остатки молочной или уксусной кислоты могут спровоцировать образование ржавчины

Схема очистки радиатора.

В качестве чистящего средства для отопительного прибора, можно использовать средство для промывки радиаторов автомобиля. Для этого следует влить в чугунную полость горячую воду с добавлением данной жидкости. Чистящее средство для радиаторов следует добавлять всего несколько г, при этом строго следуя инструкции на упаковке.

После закрытия отверстий, батарею следует переворачивать и встряхивать каждые 10 минут. Через два-три часа, воду с химическим составом сливают и промывают радиатор большим количеством воды.

В качестве средства для очистки, можно использовать чистящий составы для канализационных труб, например, «Крот».

Промывка управляющей компанией

Чистить батареи своими руками это, конечно, хорошо, но требует определенных усилий. Чтобы получить более эффективный результат, лучше обратиться к работникам теплосети. Для этого в управляющую компанию подается специальная заявка и оплачивается стоимость услуги. Процедура актуальна только для жителей многоэтажек и не требует демонтажа оборудования.

Очистка проводится с использованием специального гидропневматического компрессора. Аппарат под сильным напором подает в систему воду, при этом соблюдается определенная периодичность. Это необходимо, чтобы система наполнилась пузырьками воздуха. Благодаря такой многократной промывке с внутренностей труб отслаиваются ржавчина, накипь и прочий мусор.

Средства для очистки отопительных приборов

Иногда очистку батарей производят, так называемым, механическим способом. Простым обстукиванием секций чугунного радиатора стараются отделить окалину от внутренних стенок и последующим удалением мусора водой под давлением. Однако этот метод довольно жесткий и, в какой-то степени, разрушающий. Эффективность его также весьма сомнительна.

Гораздо надежнее методы химические или комплексные. Итак, чем промыть чугунные батареи отопления в домашних условиях лучше всего? С такой задачей справляются следующие средства:

  • препараты бытовой химии, содержащие каустическую соду;
  • специальные средства, предназначенные для промывки батарей;
  • лимонная или уксусная кислота;
  • раствор для прочистки автомобильных радиаторов.

Можно использовать также концентрированную щелочь для промывки канализационных труб «Крот». Все эти препараты хороши, но результативность у них разная.

Наиболее продуктивно ведут себя средство для автомобильных радиаторов и специальный раствор для промывки радиаторов, но они самые дорогие. Неплохо растворяют соли и отложения, когда они имеются в незначительных количествах, уксусная и лимонная кислоты. Содосодержащие растворы бытовой химии отлично вымывают грязь, но сложные налеты не очищают. Они замечательно помогут в целях профилактики.

В сложных случаях следует применять особые средства, так как прочистить чугунные батареи в домашних условиях качественно лучше всего специальными растворами. Неплохой эффект дает совместное использование химических средств в сочетании с легким механическим способом (простукиванием).

Как часто нужно промывать батареи

В случае неравномерного прогрева батареи отопления или их более длительного разогрева, требуется очистка радиаторов или всей системы.

Загрязнение системы отопления в многоквартирных домах происходит значительно чаще, так как имеется в данном случае большое расстояние для прохода теплоносителя по всему трубопроводу. Происходит сбор различных частиц по всей системе, они оседают на стенках радиаторов и труб. КПД системы отопления уменьшается.

При автономном теплоснабжении избежать загрязнения легче. В систему подается профильтрованный теплоноситель, а из-за небольшой протяженности трубопровода загрязнение происходит значительно реже.

В среднем промывать радиаторы отопления требуется раз в пятилетку.

Восстановление радиаторов

Что делать, если старые чугунные радиаторы остаются холодными даже после промывки?

Избавиться от окаменевших отложений ила вам поможет очень примитивная технология — отжиг батарей. Они демонтируются и прогреваются докрасна в разложенном во дворе костре. Затем радиатор разбирается на секции, и каждая из них простукивается деревянной или резиновой киянкой.

После того, как отставший от стенок ил высыплется из коллектора, остается лишь заново собрать радиатор с новыми межсекционными прокладками.

Переборка чугунного радиатора с заменой межсекционных прокладок.

После грунтовки и покраски состояние чугунного радиатора ничем не отличается от состояния нового отопительного прибора.

Восстановленные чугунные радиаторы ничем не уступают новым.

ТОП-5 лучших средств для промывки двигателя

LUXE Motor Cleaner

Хороший продукт, который увеличит ресурс двигателя. Используется во всех легковых автомобилях. Вещества попадают внутрь ДВС и удаляют загрязнение и осадки, которые скопились за длительное время. После использования, человек практически сразу почувствует разницу в работе двигателя. Средство продается во всех автомобильных магазинах.

Средняя цена – 440 рублей.

LUXE Motor Cleaner

Достоинства:

  • Быстрый эффект;
  • Хорошая очистка;
  • Увеличение ресурса двигателя;
  • Отличный вариант для легковых автомобилей.

Недостатки:

ЛУКОЙЛ Промывочное масло

Российское промывочное масло, которое защитит ДВС от коррозии и предотвратит быстрый износ. Используется в легковых автомобилях. Способ применения простой, достаточно прогреть двигатель 30 минут на холостом ходу, после чего удалить старое масло и залить промывочное средство в необходимом объеме.

После выполнения этой операции следует повторно запустить двигатель и оставить его включенным на 10-20 мин, не используя форсирования. Окончательный этап – слив промывочного масла, замена соответствующего фильтра и заливка новой жидкости.

Средняя стоимость – 370 рублей.

ЛУКОЙЛ Промывочное масло

Достоинства:

  • Хорошо промывает;
  • Доступность;
  • Простое использование;
  • Защита от коррозии;
  • Увеличение работоспособности.

Недостатки:

OILRIGHT МПА-2

Качественное масло, которое подойдет для двигателя и трансмиссии. Благодаря качественному составу, увеличивается ресурс основных систем, что положительно сказывается на работоспособности автомобиля.

Способ применения практически ничем не отличается от предыдущего варианта

Единственное, о чем важно помнить, – во время проведения очистительных операций, нельзя давать нагрузку на двигатель и трансмиссию, иначе никакого эффекта не будет

Средняя стоимость – 440 рублей.

OILRIGHT МПА-2

Достоинства:

  • Очищает ДВС от загрязнений;
  • Защита от коррозии;
  • Повышение производительности;
  • Простой способ применения.

Недостатки:

Lavr 5-минутная промывка двигателя

Эффективный и безопасный препарат, который удалит все загрязнения в течение 5 минут. Главное действие этого вещества – снижение расхода масла. Подойдет не только для легковых, но и для грузовых автомобилей.

Никаких вредных для двигателя элементов в составе нет, что положительно сказывается на качестве товара. Используется так же, как предыдущие модели, единственное отличие – не требуется ждать по 30-40 минут, все происходит в 6-8 раз быстрее.

Средняя стоимость – 170 рублей.

Lavr 5-минутная промывка двигателя

Достоинства:

  • Низкая цена;
  • Глубокая очистка;
  • Требуется всего 5 минут;
  • Безопасный состав;
  • Известный производитель.

Недостатки:

Suprotec Долговременная промывка двигателя

В отличие от предыдущего варианта, модель предназначена для проведения долговременной промывки ДВС. Хороший состав способствует снижению вибрации и уровня шума. Подойдет для моторного масла. Тип промывки – мягкая.

Средняя стоимость – 385 рублей.

Suprotec Долговременная промывка двигателя

Достоинства:

  • Удаление отработанных элементов;
  • Низкая стоимость;
  • Длительный эффект;
  • Повышение производительности двигателя;
  • Снижение расхода масла.

Недостатки:

Варианты промывки

Чистка батарей может осуществляться несколькими способами:

  • Гидравлическим;
  • Гидропневматическим;
  • Химическим.

Выбор типа прочистки зависит от степени загрязнения прибора отопления. Ниже подробней рассмотрим,как промыть радиатор отопления в квартире каждым из этих способов.

На фото – промывка батареи

Гидравлическая промывка

Достоинство чистки данным способом заключается в том, что ее можно осуществить даже в отопительный сезон, так как она не требует демонтажа батарей. Смысл заключается в промывке прибора проточной водой.

Выполняется эта процедура следующим образом:

  • Перед тем как промыть забитые соты радиатора изнутри следует подсоединить к сливному крану шланг и вывести его в канализацию.
  • Затем нужно открыть кран подпитки системы. В итоге основная часть загрязнений выходит с потоком воды.
  • Когда из шланга потечет чистая вода, процедуру можно считать завершенной.

Слив грязного теплоносителя

Данная способ является щадящим и при этом достаточно эффективным, особенно, если чистка радиаторов выполняется регулярно. Однако, если внутри собралось большое количество осадков, то придется воспользоваться более действенными методами.

Схема пневматической промывки

Гидропневматическая чистка

Данный способ промывки напоминает вышеописанный метод, однако, к воде добавляют еще воздух. Для этого можно воспользоваться автомобильным компрессором.

Основным нюансом такой прочистки является то, что воздух подается в систему с перерывами. В результате создается пульсация, способная разбить даже стойкие отложения.

Единственным недостатком этого метода является то, что в процессе промывки образуются гидроудары, которые способны повредить самые слабые участки системы. Но, с другой стороны, лучше такие участки обнаружить до наступления отопительного сезона и своевременно их устранить своими руками.

Средство для промывки батарей отопления

Химическая

Как несложно догадаться, химический метод подразумевает использование различных средств. Следует отметить, что существуют специальные жидкости для промывки систем отопления.

Однако, можно воспользоваться и народными средствами, такими как:

  • Уксус;
  • Молочная сыворотка;
  • Фосфорная или ортофосфорная кислота;
  • Каустическая сода.

Кроме того можно промыть радиатор лимонной кислотой.Как правило, процесс химической чистки подразумевает демонтаж батареи.

Ниже в качестве примера рассмотрим как промыть чугунный радиатор отопления химическим способом:

  • Прежде всего нужно несколько раз промыть прибор проточной водой по схеме описанной выше. Желательно промывку осуществлять горячей водой.
  • Затем необходимо перекрыть подачу воды и слить ее с батареи.
  • После этого необходимо демонтировать радиатор.

Уксусная эссенция

Затем в батарею заливается жидкость с добавлением химических средств. Чаще всего используют уксусную эссенцию, так как цена на нее не высокая, при этом она качественно справляется с поставленной задачей. В таком случае на одну батарею следует использовать одну бутылочку 70-процентного раствора.

Заполненную батарею нужно закупорить и оставить на несколько часов. За это время с внутренней стороны отстанет вся накипь и ржавчина.

  • Далее батарею надо хорошо потрясти или даже постучать по ней молотком, после чего можно слить химическое средство.
  • Затем прибор следует несколько раз промыть водой. Делать это необходимо тщательно, так как оставшаяся кислота может стать причиной образования ржавчины.
  • Резьбовые соединения нужно протереть тряпочкой.
  • После этого следует установить радиатор на место, уплотнив резьбовые соединения фум-лентой.
  • Окончательную промывку можно выполнить после установки прибора.

Если же нужно промыть биметаллические или алюминиевые приборы, которые несильно загрязнены, их необязательно демонтировать.

В этом случае осуществляется промывка всей системы отопления, которая осуществляется в следующем порядке:

  • Перед тем как промыть алюминиевый радиатор отопления следует слить с системы старую воду, промыть батареи проточной водой, по описанной выше схеме, после чего добавить в воду химические средства.
  • Затем на протяжении нескольких дней каждые три-четыре часа необходимо включать насос на 15 минут.
  • После этого жидкость надо слить и несколько раз промыть систему чистой водой.

Вот собственно, и вся инструкция по химической промывке. Следует отметить, что согласно требованиям СНиП осуществлять ее можно не чаще чем раз в шесть-семь лет.

А вот гидравлическую и гидропневматическую чистку желательно производить каждый год. Правда, современные биметаллические и алюминиевые приборы отопления реже нуждаются в чистке.

https://youtube.com/watch?v=DHdt_67hTWs

Чистим батареи отопления

  • Причины и профилактика загрязнений
  • Процесс очищения
  • Наружная очистка
  • Внутренняя очистка

Некоторые идут наиболее простым путем и просто приобретают новое оборудование. Но это довольно затратно, особенно в том случае, если ранее были установлены не старинные чугунные «гармошки», а вполне современные радиаторы — например, биметаллические, которые отличаются довольно высокой стоимостью.

Гораздо дешевле будет, если просто промыть батарею внутри. Конечно, это не самая легкая работа, но с ней вполне реально справиться. Существует несколько способов подобной прочистки. Для некоторых из них батарею нужно снимать, но иногда можно обойтись и без этого. В сегодняшней статье будут рассмотрены все методы, с помощью которых можно привести в порядок внутреннюю часть отопительного радиатора.

Причины и профилактика загрязнений

Для начала, давайте разберемся, каким образом внутри батареи скапливается больше количество грязи. Ведь, как известно, проблему гораздо проще предотвратить, чем решать. Казалось бы, по отопительной системе в большинстве случаев циркулирует обычная вода. Откуда грязь? Собственно, как раз из воды.

Во-первых, нужно обратить внимание на качество самого радиатора. Как известно, многие металлы при постоянном контакте с водой ржавеют

Например, это свойственно батареям, сделанным из стали низкого качества.

Ржавчина негативно воздействует не только на стенки отопительного прибора, постепенно истончая их. Ее частицы разносятся с водой по всей отопительной системе. Они оседают в трубах, в других радиаторах, в нагревательном оборудовании и т. д. Это первая причина загрязнения.

Виновата ли я?

В том, что печка греет уже не так эффективно, могут быть и другие причины, кроме вышеназванной. Со временем засоряются соты теплообменника, салонный фильтр. Если последний еще доступен для обслуживания, то прочистка внешней поверхности радиатора — целая эпопея, поскольку для этого требуется разобрать почти всю переднюю панель.

Поэтому следует убедиться в том, что причина именно в отложениях внутри радиатора печки. Наиболее простой метод проверки основан на следующем. У нового аппарата вся поверхность греет с одинаковой интенсивностью. Когда трубки начинают зарастать грязью и шламом, температура по ходу движения теплоносителя уменьшается, подобно тому, как у человека с забитыми холестерином кровеносными сосудами мерзнут ноги.

Для проверки заведем двигатель и дадим ему прогреться до рабочей температуры. Затем откроем все четыре диффузора на передней поверхности торпедо и включим на максимум работу печки. Ладонью сравним температуру воздуха, выходящего из разных каналов отопителя. Неплохо воспользоваться прибором для измерения температуры — пирометром. Если со стороны подводящего бачка воздух заметно теплее, наши подозрения подтверждаются, и радиатор подлежит промывке.

Вывод

Теперь, когда мы знаем, как очистить радиаторы, можно сделать отопительную систему в доме более эффективной. Больше полезных сведений по теме вы найдёте, посмотрев видео в этой статье.

Из чего бы ни были сделаны трубы и батареи отопления, они периодически нуждаются в очистке.

Это вызвано качеством теплоносителя, который оставляет после себя частички взвесей и мусора, имеющих тенденцию оседать на стенках радиаторов, постепенно сужая их внутреннее пространство.

Промывка алюминиевых радиаторов отопления должна проводиться раз в 5 лет, чтобы продлить эксплуатационный срок конструкций.

Существует ряд признаков, указывающих на то, что нуждаются в чистке:

  1. При неравномерном разогреве, например до половины они горячие, а вторая их часть холодная.
  2. Когда радиатору требуется больше времени на разогрев, чем ранее.
  3. Промывка необходима, когда заметно больше стали энергозатраты для его полноценной работы.

Это основные симптомы того, что требуется промывка алюминиевого радиатора отопления. В квартире с централизованным типом обогрева это необходимость, тогда как в автономных системах такая проблема, как загрязнение встречается реже. Это связано с тем, что у первой протяженность труб значительно длиннее и теплоноситель проходит его, собирая по пути весь мусор, а во вторую можно налить отфильтрованную воду, что вовсе лишит батареи загрязнения.

Чаще всего внутри радиатора можно «найти»: