Какими бывают свесы и как это влияет на технологию подшивки
Есть всего два вида свесов. Расположенные горизонтально и образованные нижними частями скатной кровли называются карнизными. Идущие вертикально — фронтонными.
Карнизные свесы
Эти свесы обычно выходят за стены на 50-60 см. По строительным нормам их оснащают ограждениями для задержки схода снега. Важная функция боковых свесов — вентиляция внутреннего пространства крыши. Ведь именно сквозь них воздух поступает на чердак. Это обязательно учитывается при обшивке боковых карнизов: она делается не сплошной, а с отверстиями. Как устроить приточные отверстия? Есть разные варианты:
● просто оставить зазор между обшивкой и стеной размером от 6 мм до 1,5 см;
● вмонтировать в обшивочную панель аэрационные решетки;
● использовать для оформления карнизов материал с перфорацией — софиты (это самый популярный способ);
● если свес закрывается досками, предусмотреть щели между ними.
Важно! Желательно оснастить зазоры в обшивке решеткой. Она не даст залететь во внутрикровельное пространство мелким птицам и насекомым, станет преградой для мусора
Не стоит пренебрегать устройством приточных отверстий. Сплошная подшивка без вентиляции ведет к оседанию конденсата, что в итоге может стать причиной выхода из строя стропил и утеплителя.
Фронтальные свесы
Длина фронтальных конструкций от 40 до 100 см, чтобы сказать точнее, надо знать место, в котором сделан карнизный выпуск. В обшивке фронтальных карнизов отверстия для вентиляции не нужны. Здесь преследуется обратная цель — не допустить ветер и дождь к утеплителю с обрешеткой. Соответственно, свес надо полностью закрыть.
Советы по обустройству кровельного свеса софитами
Виниловые панели не допускается монтировать так, чтобы они соприкасались с кровельным покрытием.
Софиты удобнее устанавливать до окончания обшивки стен сайдингом. Это облегчает монтаж верхнего финишного профиля.
Панелями из винила свес можно обшить в любое время года
Однако, когда температура окружающей среды опускается ниже -10С, нужно соблюдать повышенную осторожность. Материал становится хрупким и может быть поврежден в процессе установки.
При отделке старых домов гнилые и сломанные доски обрешетки или обшивки свеса необходимо заранее заменить.
Все коммуникации, проводка и детали арматуры светильников, которые планируется прикрыть панелями, должны быть уже смонтированы к началу монтажа софитов.
Перед началом работ рекомендуем ознакомиться с поясняющим видео по монтажу софитов и фото готовых проектов в галерее.
Три варианта отделочных материалов
В действительности таких вариантов гораздо больше, мы взяли лишь самые ходовые, плюс даже в популярных направлениях есть свои различия по моделям и видам.
Вариант №1: деревянные свесы
До недавнего времени древесина была самым распространенным материалом. Красота натурального дерева бесспорна и монтируется обшивка довольно легко. Единственным минусом можно считать необходимость хорошей пропитки древесины. В линейке представлены вагонка, а также подшивная и обрезная доска.
Красота натурального дерева вызывает восхищение.
Иллюстрации | Рекомендации |
Вагонка.
Главным достоинством таких планок считается удобное соединение шип-паз. С одного торца здесь находится шип, а с другого паз. Таким образом, карниз, отделанный деревянной вагонкой, будет без щелей и зазоров. |
|
Подшивная доска.
Такая доска имеет своеобразную форму, торцы у нее скошены под углом, что позволяет обустраивать поверхность без видимых щелей. |
|
Обрезная доска.
Это самый простой вариант. Обрезную доску можно набить плашмя с небольшими вентиляционными зазорами между планками, но это будет не очень красиво. Или зашить карниз елочкой, как на фото слева, правда в этом варианте придется оставлять специальные щели для вентиляции. |
Вариант №2: софиты или сайдинг для карнизов
Облицовка карнизов сайдингом сейчас бьет все рекорды популярности. Если быть точным, то карнизный сайдинг принято именовать софитами. От обычного сайдинга такие планки отличаются наличием вентиляционных сеток или решеток. В остальном, как материал, так и монтаж софитов аналогичны обустройству сайдинга.
Иллюстрации | Рекомендации |
Медный софит.
Медный софит при правильном монтаже простоит дольше, чем сама крыша. Медь не нужно ничем красить или пропитывать, она и так хороша. Проблема только в том, что медные софиты очень дорогие. |
|
Алюминий.
Алюминиевые софиты такие же долговечные, как и медные. Плюс эти планки окрашиваются порошковым способом, а значит, цвет можно подобрать под любой фасад. Правда, цена алюминиевых софитов не намного ниже, чем медных. |
|
Оцинкованная сталь.
Цена здесь средняя, плюс оцинкованные софиты также окрашиваются и если их не царапать, то будут стоять долго. |
|
Пластик.
Виниловые софиты можно назвать оптимальным вариантом. Они легкие, не боятся влаги и самые доступные по стоимости. Главное, не брать дешевые модели, так как они со временем изменяют цвет. |
Вариант №3: профлист
Отделка профлистом ненамного отличается от облицовки свесов софитами, они даже визуально похожи. Более того, профлист делается из того же оцинкованного и окрашенного металла, что и стальные софиты. Только габариты этих листов намного больше и на них нет вентиляционных сеточек. Их придется обустраивать отдельно.
Профлист довольно привлекателен, но на свесах придется отдельно монтировать вентиляционные окна.
Варианты подшивки
Обшивка карниза в первую очередь нужна для защиты от косого дождя во время сильного ветра, который будет приводить к намоканию стропильной системы. Очень часто для подшивки карнизного и фронтонного свеса используют специальную систему софитов, но можно для этого применять и другие материалы, например, подшив металлопрофилем эту часть конструкции крыши. При этом можно выбрать одну из предложенных ниже методик:
- Диагональная подшивка. При таком способе монтажа металлопрофиль прикрепляется прямо к нижней части кобылки или стропильной ноги. Для этого вам понадобятся саморезы и стартовые планки. Данная методика считается самой простой, но требует большего количества материалов. Этот вариант подшивки подходит для крыш с большим уклоном скатов, но небольшим карнизным выносом.
- Горизонтальный способ подшивки заключается в обустройстве специального короба, который в нижней части подшивается профнастилом. Для фиксации горизонтальной подшивки к стенам дома необходимо прикрепить брус или использовать деревянный каркас, который крепится к кобылке или стропильной ноге. Данная методика более сложная в выполнении, но она позволяет намного эффективней защитить стены дома от намокания.
При использовании подшивки из профнастила вы получаете много преимуществ:
- во-первых, вы можете точно подобрать расцветку карнизного свеса под цвет кровельной части, что обеспечит гармоничность и единство архитектурного образа постройки;
- во-вторых, металлопрофиль с полимерным покрытием надежно защищен от коррозии;
- в-третьих, прочность и долговечность этого материала важна и для карнизных свесов дома.
Основные элементы конька
Конек для крыши представляет собой систему из нескольких деталей. В состав может быть включена гидроизоляция, бруски для монтажа, или уплотнительные детали.
Количество компонентов зависит от нескольких факторов
Размеры крыши
, куда будет устанавливаться оборудование.
Отсутствие или наличие вентиляционной системы
под кровельным пространством.
Сам кровельный материал
, а также конструктивные особенности.
К основному элементу (помимо корпуса), который устанавливается на всех коньках, можно отнести гидроизоляционный слой, защищающий крышу от попадания воды. Если дом расположен в ветреной местности, тогда производители на материал устанавливают уплотнительные элементы, которые будут предотвращать попадание ветра в подкровельное пространство.
Детали, которые помогут решить проблему с герметизацией соединений крыши Источник chastnyjdom.ru
Выбор материалов и нюансы
Требования к материалам весьма жесткие, они одновременно должны быть легкими, долговечными, привлекательными, устойчивыми к влаге и внешним воздействиям. Нужными характеристиками обладают:
-
Качественный профнастил с высотой гребня в пределах 8-10 мм. Его плюсы проявляются в экономичности и высокой скорости работ (особенно при сплошной зашивке).
Минусы – в необходимости врезки приточных решеток при обустройстве вентилируемых карнизов.
-
Строганная или обрезная доска, вагонка с толщиной в пределах 1,7-2,2 см и шириной до 25 см. Нужными для свеса свойствами обладают лишь выдержанные, сухие и прошедшие обработку антисептиками и антипиренами пиломатериалы хорошего качества, в противном случае планки быстро гниют и коробятся.
В вентилируемых свесах материалы укладываются с 1-1,5 см зазором, защита покрытий периодически обновляется.
- Влагостойкая фанера или листы ОСБ, имеющие не самые лучшие показатели долговечности и эстетичности, используемые преимущественно при обшивке временных конструкций.
- Листовой металл (оцинкованная сталь, медь и реже алюминий) толщиной от 0,6 мм, мало востребованный из-за большого веса и сложностей монтажа, но удачно гармонирующий с фальцевыми покрытиями.
- Уличные марки пластикового сайдинга, монтируемые с помощью уголков, J-профиля и других доп.элементов. Из-за сравнительного малой прочности и прогибания этот материал лучше подходит для подшивки горизонтальных свесов, а не косых конструкций.
- Софиты – специализированные панели для подшивки кровельных свесов, изготавливаемые из оцинкованной стали, меди, алюминия, прочных видов пластика на основе ПВХ или акрила. Данная группа представлена изделиями с разной степенью перфорации, направлением планок, размерами и расцветкой, подобрать нужный вариант не составит труда.
Помимо внешней привлекательности и стабильности расцветки эти материалы ценятся за простоту монтажа и долговечность. Но при выборе этого варианта стоит помнить о тратах на комплектующие, и как следствие – росте сметы.
Подшивка свесов крыши своими руками
Последняя редакция: 28.11.2014
Без сомнения, кровельные работы являются одним из важнейших этапов любого строительства. На крышу приходится как ветровая нагрузка, так и воздействие атмосферных осадков и ультрафиолета. Без качественной и прочной крыши невозможно себе представить ни одну постройку. Но помимо выполнения защитных функций, крыша должна быть ещё и визуально эстетичной. А законченный вид крыша будет иметь только после выполнения подшивки её свесов.
Как и любая другая работа подшивка свесов дома может быть выполнена как с привлечением наёмных специалистов, так и самостоятельно. Если выбор сделан в пользу последнего, необходимо знать несколько основных правил выполнения работ:
- Применяемые при подшивке свесов материалы должны иметь достаточную стойкость к внешним факторам воздействия, а именно быть влагостойкими, устойчивыми к перепадам температуры, прочными.
- При выборе материалов изготовления и проведении работ необходимо учитывать необходимость обеспечения вентиляции всей крыши.
- Подшивка карниза помимо прочего выполняет и функцию украшения, поэтому наряду с другими качествами, материал должен быть эстетически привлекательным.
Материалы для подшивки
Вышеперечисленные принципы являются базовыми и, исходя из них, можно выделить несколько видов материалов, пригодных для выполнения данного вида строительных работ.
- обрезная доска,
- деревянная вагонка,
- подшивка специальными панелями — софитами,
- металлические профилированные листы.
Если рассматривать деревянные материалы, то следует главным образом обращать внимание на обработку материала с целью повышения влагостойкости, а также показатели влажности материала, которые должны быть такими же, как и воздух окружающей среды, во избежание деформации элементов подшивки со временем. При применении металлических элементов конструкции, нужно обращать внимание на антикоррозионную обработку материала. При применении металлических элементов конструкции, нужно обращать внимание на антикоррозионную обработку материала
После того как выбор материала сделан, можно переходить к непосредственному выполнению работ по монтажу
При применении металлических элементов конструкции, нужно обращать внимание на антикоррозионную обработку материала. После того как выбор материала сделан, можно переходить к непосредственному выполнению работ по монтажу. После того как выбор материала сделан, можно переходить к непосредственному выполнению работ по монтажу
После того как выбор материала сделан, можно переходить к непосредственному выполнению работ по монтажу.
Стоит сразу оговориться, что свесы крыши бывают фронтальными и карнизными, т.е. располагающимися с торцевой стороны крыши и вдоль стены, на которую направлен скат кровли. Работы по подшивке свесов необходимо проводить до укладки кровли и внешней отделки стен здания.
Первоначальные работы по подшивке свесов заключаются в том, что выступающие концы стропил необходимо опилить так, чтобы спилы располагались строго на одной линии. После чего к спилам, параллельно стене крепится доска, служащая одной из основ будущей обшивки свеса. Также непосредственно к стене нужно прикрепить брус, который будет являться второй основой. После того, как основы будут готовы, к ним при помощи гвоздей либо саморезов крепятся деревянные элементы обшивки. При этом необходимо помнить о вентиляционных зазорах между досками либо элементами вагонки. В случае применения металлопрофильных листов ширина зазоров должна быть равна величине волны листа.
Подшивка свесов крыши при помощи специальных софитов в принципе не отличается от вышеописанного способа, однако имеет некоторую своеобразную специфику. Речь идёт о том, что вместо направляющих и служащих основой досок и брусьев, для укрепления софитов используются J-образные профильные направляющие.
Они закрепляются горизонтально, и панели обшивки просто вставляются в пазы. Следует сказать, что применение софитов является наиболее предпочтительным вариантом изготовления подшивки карнизов крыши. Панели могут изготавливаться из самых различных материалов от цветных металлов вроде меди и алюминия, до высокотехнологичного поливинилхлорида. Различные расцветки позволяют подобрать панели исключительно индивидуально, исходя из общей цветовой гаммы строения. При этом панели, как правило, имеют перфорацию, что позволяет проводить работы по их монтажу без оставления вентиляционных зазоров между ними.
Подшивка свесов крыши своими руками Узнайте, как оригинально подшить свесы крыши. Статья поможет вам разобраться в технология выполнения этого процесса.
Этап IV. Вставка и фиксация панелей софитов
Отметим еще несколько важных моментов. Чтобы самостоятельно установить софит, вам нужно будет вооружиться шуруповертом, кровельными клещами, рулеткой, уровнем и лобзиком с пилкой по металлу.
Не забудьте также приобрести специальный корректор для устранения царапин для металлических панелей (если вы устанавливаете именно такие), ведь все равно где-нибудь поверхность будет повреждена, и нужно будет защитить покрытие в этом месте.
Сами панели вставьте в J-профили с небольшим зазором:
Закрепите софиты саморезами и специальной заклепкой. Желательно применять крепеж с окрашенной головкой. Также панели разрешено фиксировать при помощи саморезов с прессшайбой.
Для открытых свесов нужно использовать F-профиль:
Шаг 1. Сделайте при помощи уровня отметку параллельно поясу крыши у края стены и прибейте профиль к задней стене дома.
Шаг 2. От этих вертикальных отметок отступите 2 см вверх и проведите меловую линию.
Шаг 3. Вот вдоль этой линии установите F-профиль так, чтобы на линии оказалась верхняя кромка
Здесь очень важно сделать все правильно, ведь именно этот профиль образует заднюю поддержку софитов.
А вот для закрытого свеса дополнительно еще нужен J-профиль:
- Шаг 1. Измерьте расстояние между J-профилем и F-профилем, от переднего до заднего края.
- Шаг 2. Отрежьте панели по вымеренному отрезку и отнимите 3-5 см, чтобы учитывать возможное расширение. Для этой цели лучше использовать сплошные панели, кроме тех мест, где будет обустроена вентиляция – там подойдет и перфорированный софит.
- Шаг 3. Отрежьте панели по длине и вставьте их одним концом в ту поддержку на стене, которую вы установили – F-профиль или J-профиль. Выровняйте профиль и зафиксируйте его.
- Шаг 4. Как только установите первую панель, закрепите замок второй. Закройте край с прорезями.
- Шаг 5. Подгоните вручную панели друг к другу. Если ширина не менее 45 см, дополнительные промежуточные поддержки не нужны.
Углы делают при помощи J-профиля или H-профиля. Сложите оба профиля задними гранями друг к друга, чтобы создать дополнительную поддержку для софитов.
Далее, внимательно следите за тем, чтобы панели софитов не были натянуты слишком сильно, иначе их форму может «повести». Поэтому старайтесь не натягивать горизонтальные панели обшивки при монтаже, лучше просто нажимайте на низ и тяните их вверх до полного сцепления.
На практике вы сразу поймете, что да как, а подготовиться к процессу вам поможет этот видео-ролик:
Если все получилось, прибитые панели будут висеть без натяжения. Если же панели окажутся все-таки натянутыми, в замках возникнет трение, а профиль рискует изменить форму, деформироваться, одним словом.
Особенности подшивки
Работы по обшивке кровельного свеса рекомендуется выполнять после монтажа стропильной конструкции, но до начала обустройства обрешетки для укладки кровельного покрытия. Перед подшивкой карниза следует уложить гидроизоляцию кровли и желательно выполнить утепление крыши со стороны чердака. Кроме того следует учесть, что свес кровли предпочтительно зашить до начала наружного утепления стен дома, чтобы во время работ с карнизом не повредить стеновое покрытие.
На первом этапе работ следует отпилить выступающие части стропил по одной линии, которая должна быть параллельной примыкающей стене здания.
Свесы скатной крыши зашиваются таким образом, чтобы можно было установить водостоки, обеспечить вентиляцию кровельного пирога. Для этих целей могут использоваться различные материалы и технологии монтажа.
Выбор материалов
Традиционно обшивка карниза крыши выполняется с помощью обрезной и строганной доски. Чтобы кровля выглядела эстетично, следует использовать доски, одинаковые по толщине и ширине. Помимо доски сегодня широко применяются различные материалы, которые должны :
- обеспечивать надежную защиту карнизной части крыши от влаги, мороза, атмосферных осадков;
- обеспечивать необходимую вентиляцию кровли;
- обладать устойчивостью к внешним воздействиям и долговечностью;
- обладать эстетической привлекательностью.
В число популярных материалов для обустройства карнизного свеса входят :
- вагонка (деревянная и ПВХ);
- софит (виниловый и алюминиевый);
- профнастил.
Обрезная и строганная доска толщиной 1,5-2 см – практичный материал для монтажа подшивки, которая дает возможность обеспечить качественную и равномерную вентиляцию кровли. Для этого элементы следует набивать с зазором в 1-1,5 см.
Деревянная вагонка. Выбирать данный материал следует с особой тщательностью: подшивка карниза крыши эксплуатируется на открытом воздухе, соответственно, вагонка должна быть выполнена из качественной древесины средней влажности и иметь достаточно большую толщину – это позволит избежать коробления.
Рекомендуется использовать деревянную вагонку, хранившуюся на открытом воздухе не менее месяца, так как ее влажность соответствует влажности окружающей среды.
Вагонка ПВХ. Это недорогой и простой в монтаже материал. Влагостойкая вагонка рассчитана на долгий срок службы. Для монтажа данного материала следует сразу приобрести пластиковые полоски П-образной формы для обшивки краев и специальные уголки для крепления стыков.
Софит. Это специальная алюминиевая или пластиковая панель, с помощью которой выполняется подшив карниза крыши. Внешне софит напоминает сайдинг, но он изготавливается из более толстого пластика и снабжен перфорацией, которая позволяет создать необходимую вентиляцию воздуха под кровлей. К преимуществам алюминиевого и пластикового софита относится высокая устойчивость к атмосферным воздействиям и долговечность. В пластик для изготовления софитов добавляются УФ стабилизаторы.
Панели софита нарезаются по длине карнизного свеса и устанавливаются перпендикулярно стене.
Профнастил. Профилированный лист из оцинкованной стали с цветным полимерным покрытием обычно применяется для подшивки кровель, выполненных из того же материала. Профлист имеет достаточно высокую жесткость, устойчив к внешним воздействиям и к экстремальным температурам. Панели из профнастила нарезаются в соответствии с размером карнизного свеса. Вентиляционный зазор такой подшивки равен высоте волны профлиста.
Как правильно монтировать софиты на крыше
Панели обрезаются по длине свеса кровли с учетом технологических зазоров (порядка 6 мм с обеих сторон). Для обрезки можно использовать обычную ножовку, болгарку, дисковую пилу или ножовку по металлу. Разрезание проще начинать от замка.
Под карнизом крыши со стороны стены на обрешетку свеса крепится молдинг или J-профиль:
У края свеса закрепляются горизонтальные J-фаски.
Элементы стыкуются внахлест на глубину 2,5 см. При этом нижнюю скрытую часть обрезают так, чтобы сделать зазор 2–10 мм для температурного расширения.
Между направляющими вставляются панели. Один край заводится в молдинг, другой — в J-фаску, затем края фиксируются саморезами. Следующий софит устанавливают в замок предыдущего, поворачивая до щелчка. Винил подвержен незначительным линейным колебаниям при изменении температуры внешней среды. Поэтому рекомендуется в процессе крепления к направляющим саморезы закручивать не до конца, создавая небольшой зазор (1–2 мм). Также оставляют около миллиметра между направляющими и панелью. Облегчить монтаж софитов на карниз крыши можно, разрезав панель по длине на несколько частей.
На фронтонах щипцовых крыш, когда кровля двускатная, а торцевая стена дома переходит плавно в стену мансарды или чердака, могут возникнуть сложности в стыковке J-фасок и молдингов под коньком. В этом случае заранее делают шаблон, который прикладывают под свес кровли. По нему отрезают под прямым углом у одной (например, левой) направляющей гвоздевую и лицевую сторону, а у второй — только лицевую. При креплении под коньком необрезанная планка заводится в канал обрезанного профиля.
Чем подшить карниз крыши: софитом или профнастилом?
Обычно карнизный и фронтонный свесы зашивают софитами — панелями, которые напоминают сайдинг с перфорацией. Но вместо софитов можно использовать другие материалы: деревянные бруски, виниловые панели, металлопрофиль. Конечно, софиты проще установить и они через них лучше вентилируется подкровельное пространство, но у других материалов, в особенности у профлиста, есть свои преимущества:
- Больший срок службы. Толщина металла и качество антикоррозионного полимерного покрытия у профилированного листа, за исключением ультрабюджетного материала, выше. Поэтому срок службы больше.
- Профлист дешевле. Софиты, как специализированные доборные элементы, стоят больше обычного профилированного листа. А если вы обшиваете металлопрофилем свес крыши из профнастила, то для вас подшивка, вообще, будет бесплатной — на нее пойдут обрезки, оставшиеся после монтажа кровельного покрытия.
- Идеальное попадание в цвет. Даже если производитель софитов использует ту же цветовую шкалу RAL, что и изготовитель профилированного листа, реальные оттенки могут существенно отличаться. Если вы покупаете материал у одной и той же компании, то это исключено.
- Большая прочность. Хотя на карнизный свес профлиста нет особой нагрузки, большая прочность металлопрофиля важна: этот материал при перевозке или монтаже намного сложнее повредить.
- Разнообразие. Софиты выпускаются в 2–3 формах, в то время как количество возможных профилей профнастила исчисляется десятками, если не сотнями. Тоже касается цветов.
По этим причинам карниз кровли из профнастила лучше подшивать именно профилированным листом
За исключением крыш с очень небольшим уклоном — в этом случае из-за практически отсутствующего перепада высоты между коньком и нижней частью ската тяга получается минимальной, поэтому для хорошей вентиляции подкровельного пространства важно, чтобы на материале подшивки была перфорация
Отделка кромки свеса
У обоих типов свеса с торцов имеются незакрытые элементы. У карнизного свеса это торцевые части стропил, а для фронтонного свеса – торцы обрешетки. Необходимо их аккуратно оформить, защитив при этом от непогоды. Кроме того, свесы карниза требуют установки вдоль них желобов водостока. В общем, отделка торцевой части свеса – это и есть отделка кромки. А из чего ее делать, зависит от того материала кровельного покрытия, которое вы применили. Кстати, зачастую в комплекте с кровельным покрытием уже имеется и набор для оформления и зашивки кромки.
Перед тем как производить подшивку карнизов крыши, надо обрезать вертикально, по одной линии, все торчащие стропила или кобылки. Обрезать их нужно строго на одном расстоянии от стены. Затем торцы стропил объединяют обвязочной доской, на которую прибивают лобовую доску (как правило, металлическую). Лобовая доска обычно есть в комплекте с металлической, керамической и битумной черепицей. Изготавливают эту деталь и из дерева, покрытого краской или составом для защиты. Именно на этой доске в дальнейшем монтируют водосточные желоба.
Фронтонный свес обрабатывают так. Сначала обрезают доски обрешетки, выступающие за стену. Линия отреза должна быть параллельна этой стене. Торцевая доска (деревянная или металлическая) прибивается к обрезанным краям обрешетки и к торцу бруса конька. Материалом для кровли, по длине равном длине карниза, прикрывают торцовую часть доски.
Устройство и виды софитов
Конструктивно софиты представляют собой панели, визуально напоминающие сайдинг. Ширина софитов может достигать 80 см, и этот показатель позволяет без проблем монтировать эти элементы своими руками. Материал изготовления – пластик, оцинкованная сталь или алюминий.
Существуют следующие виды софитов:
- Перфорированные. Данный вид софитов имеет отверстия по всей своей поверхности. За счет отверстий осуществляется вентиляция кровли, ради чего такие элементы и устанавливаются на карнизных свесах. Перфорированные софиты обеспечивают надежную защиту конструкции от различных внешних факторов, не препятствуя при этом нормальному воздухообмену.
- Частично перфорированные. Софиты с частичной перфорацией, в соответствии со своим названием, имеют отверстия только на одной или двух секциях. Такая конструкция позволяет регулировать интенсивность вентиляции кровли. Частично перфорированные софиты достаточно универсальны, поэтому их используют не только для подшивки карнизов, но и, например, при отделке потолков на крыльце или в беседке.
- Неперфорированные. Данный вид софитов выполнен в монолитной форме, и никаких отверстий на их поверхности нет. Как правило, софитами без перфорации подшиваются те элементы кровли, которые постоянно подвергаются воздействию атмосферных осадков. Кроме того, такие панели подходят для отделки отливов и облицовки фронтонов.
С более широкими изделиями гораздо легче работать, поэтому при отсутствии опыта проведения подобных работ стоит обратить внимание именно на них. Также нужно понимать, что очень важен вес – легкие элементы намного проще устанавливать, и при выборе материалов для самостоятельного монтажа стоит отдать предпочтение более легким деталям.
Способы монтажа
Установка софитов – достаточно простая работа, с которой своими руками может справится даже начинающий строитель. Для монтажа потребуется полный комплект крепежных профилей, ножовка или острый нож, саморезы, шуруповерт, маркер, линейка, а также лестница, так как работа выполняется на высоте. Существует две распространённых методики подшивки свесов софитами:
-
Диагональная подшивка. При диагональном методе подшивки софитные панели располагаются параллельно кровельному свесу крыши. Чтобы выполнить монтаж таким образом, крепежный профиль устанавливают прямо на стропильные ноги или кобылки. Диагональный метод установки подходит не для каждой крыши: он выполняется, если уклоны не превышает 25 градусов, а длина свеса не больше 5-6 м. Этот вариант подшивки не очень удобный, так как крепление софитов происходит в труднодоступных местах, кроме того, он отнимает больше времени, увеличивает расход материала.
Схема диагонального метода подшивки
-
Горизонтальная подшивка. Горизонтальный способ подшивки отличается от диагонального тем, что софиты прикрепляются параллельно уровню земли. Для этого из деревянных брусков или металлических уголков сооружается короб, на который в последствии фиксируются панели. Такой метод позволяет в короткие сроки подшить длинные свесы и сэкономить, сократив расход софитов. Для самостоятельного монтажа этот способ подходит больше, так как реализация горизонтальной подшивки проще диагональной.
Схема горизонтального метода подшивки
Это интересно: Как сделать слив в бане своими руками
Способы подшивки
Чтобы карнизный свес не только качественно выполнял свои функции, но и эстетично, аккуратно выглядел, необходимо его правильно подшить. Для этого мало выбрать качественный материал, нужно еще определиться со способом подшивки, который зависит от уклона и протяженности ската. Различают два метода:
- Диагональная подшивка. Этот метод заключается в подшивке карнизов с помощью софитов так, чтобы они находились параллельно скатам. Таким образом подшивают крыши с большим уклоном, но маленькой длиной ската. Диагональный способ считается более трудоемким.
- Прямая подшивка. Этот вариант отличается тем, что карниз крышизаклю зашивается софитами с помощью короба, расположенного под прямым углом к наружной стене сооружения. Прямая подшивка отнимает меньше времени, но она более затратная с точки зрения расхода строительных материалов.
Методы подшивки
Функции карнизов
Разновидности и назначение карниза
Если вы хотите сделать качественную и долговечную крышу, то не стоит ограничиваться обустройством кровельного покрытия
Не менее важно правильно выполнить отделку карнизного свеса. Эта конструктивная часть кровли выполняет не только эстетические функции, но и нужна с функциональной точки зрения
Так, карнизные свесы требуются для решения следующих задач:
- Защита стен дома от попадания талой и дождевой воды. Чем шире карнизный свес, тем лучше стены сооружения защищены от осадков, стекающих с крыши. Отделка стен дома, не защищенных карнизным свесом, быстро отсыревает, растрескивается и теряет привлекательность.
- Отведение талой и дождевой воды за пределы отмостки и фундаментных конструкций сооружения. Именно поэтому ширина карнизного свеса должна быть чуть больше, чем ширина отмостки вокруг дома. В противном случае влага будет подтекать под дом, размывая фундамент.
- Подшитый свес карниза защищает стропильную систему от намокания в нижней части. Если свес не подшить, то деревянная стропильная система подвергнется порче и загниванию.
- Эстетические функции. Подшитый карнизный свес завершает облик дома, скрывая элементы стропильной конструкции.
Внимание: ширина карниза зависит от уклона крыши и климатических особенностей региона. Чем меньше наклон скатов и чем больше среднегодовой объем осадков, тем больше должен быть карнизный свес
Для чего свесы подшивают
Свесы могут располагаться как в карнизной части крыши, так и со стороны фронтона. В первую очередь это зависит от формы крыши.
Карнизный свес образуется стропильной системой. При желании его можно сделать таковым, что сможет заменить навес над крыльцом или небольшой верандой. Фронтонный же свес образован кровельной решёткой, поэтому обычно он не очень широкий.
Карнизный и фронтонный свесы выполняют защитную функцию
Независимо от типа свесы, в том числе и их обшивка, выполняют следующие функции:
- декоративная — являются финишной отделкой крыши;
- защитная — предотвращают чрезмерное намокание стен, цоколя и фундамента дома.
При отсутствии подшивки свесы не способны в полной мере выполнять свои обязанности, например, влага может проникать в подкровельные слои, приводя утеплитель в негодность, а ветер срывать кровельный материал.
2 метода подшивки карнизов
- Горизонтальный. Рекомендовано для крутых скатов. Из брусков изготавливается короб, затем он крепится с одной стороны к стропилам, с другой — к стене. Углы дома тем же способом соединяются углами кровли. Чтобы усилить продольные брусья, крепятся дополнительные перпендикулярные бруски. Дальше остается монтаж обшивочного материала. Технология дает возможность подшить карнизы без существенных временных и финансовых затрат.
- По обрешетке. Этот способ самый простой, но он подходит только если угол наклона кровли не превышает 30 градусов, а длина карниза — полметра. По стропилам устраивается деревянная обрешетка, на нее в любом направлении монтируются панели для обшивки. Для бокового свеса годится любой из двух способов. Но фронтонные свесы всегда подшиваются по обрешетке.
Отдельная история — оформление карнизов для мягкой кровли. Тут требуется дополнительно укрепить конструкцию снизу и сбоку, так как мягкая кровля сильно нагружает скат. Оптимальным решением будет подшивка по обрешетке, сооруженной из деревянных брусков и металлических крепежей. Анкерные соединения обеспечат силовую основу, уголки из металла и монтажные пластины — дополнительную фиксацию.