Целесообразность сливного сборника из автопокрышек
Планируя сооружение выгребной ямы из автопокрышек, необходимо сопоставить особенности обустройства, эффективность работы сливного сборника с предполагаемыми условиями эксплуатации и «нагрузками» на канализационную систему.
Главные аргументы в пользу колодца из резинотехнических изделий:
- Низкая стоимость. Использованные покрышки можно достать бесплатно – на автосервисе или автотранспортном предприятии остается много старых шин под утилизацию. В крайнем случае, изношенную автомобильную резину получится приобрести практически за копейки на барахолке. Основная статья расходов – обустройство подводящего трубопровода.
- Простота монтажа. Подготовка материала, установка и подключение сливного резервуара – посильная задача для одного человека. Работа не предусматривает использование дорогостоящих инструментов и оборудования.
Резина не поддается коррозии, поэтому яма прослужит дольше, чем сооружение из металлических бочек. Средний срок эксплуатации – 10-12 лет.
Для сооружения поглощающего колодца подойдут любые автомобильные шины, диаметр которых превышает 1 метр. Весь процесс сооружения сливной ямы из покрышек займет 1-2 дня
«Кустарное» очистное сооружение для канализации имеет ряд негативных факторов, ограничивающих его применение:
- Низкая производительность. Даже покрышки очень большого размера не способны обеспечить достаточный объем для накопления и отвода сточных вод. Поглощающая яма из шин подойдет для семьи из двух-трех человек.
- Промерзание системы. Несмотря на использование теплоизоляционных материалов при сильных морозах резина околевает, что чревато замораживанием стоков и остановкой работы канализации.
- Неприятный запах. Время от времени со стороны выгребной ямы могут доноситься «ароматы» нечистот. Для устранения проблемы монтируют фановую вентиляционную трубу и накрывают люк плотной крышкой.
- Ограниченность использования. Степень очистки стоков поглощающей ямой достигает 40% – этого недостаточно для безопасного отвода в грунт. Чтобы не нарушить экологическое равновесие в сливную яму из покрышек нельзя сбрасывать сильно загрязненную жидкость и фекальные массы.
- Недостаточная герметичность. Обеспечить полную непроницаемость стыков между покрышками достаточно сложно. При подвижках грунта и после чистки высока вероятность разгерметизации конструкции – нечистоты начинают просачиваться в грунт.
Утрата герметичности – самая частая причина сбоя в работе канализационной системы.
Возможные решения проблемы: капремонт конструкции после чистки или полный демонтаж резинового колодца с последующим возведением траншеи из новых покрышек.
Скопившийся ил препятствует нормальному дренажу сточных вод, поэтому сборник необходимо регулярно очищать. Процесс чистки очень трудоемок из-за неровности стенок резервуара
Поглощающий колодец из покрышек целесообразно возводить при выполнении следующих условий:
- объем сточной жидкости не превышает 1 м.куб/сутки;
- уровень грунтовых вод на участке находится на глубине от 2-х м;
- выгребную яму без дна предпочтительно обустраиваться на легких, хорошо дренируемых грунтах (песок, супесок), на тяжелых субстратах (глина) вода склона застаиваться.
Строительство ямы целесообразно для дачного участка, сауны или бани сезонного использования.
Земляные работы
Вырыть котлован подходящего диаметра и глубины для обустройства такой выгребной ямы вполне возможно и вручную, не прибегая к помощи дорогостоящей и не всегда доступной техники. Из инструментов при таком варианте организации работ понадобится лишь пара лопат, причем обе должны быть насажены на ручки длиной не менее 2.5 метров, чтобы было удобно работать, когда колодец станет достаточно глубоким. Штыковая лопата подойдет для рыхления грунта, а совковой удобно черпать и вынимать землю из котлована.
Подготовив инструменты, можно начинать земляные работы, которые заключаются в следующем:
- – на земле отмечается неглубокой чертой контур колодца, для чего достаточно положить одну из автопокрышек и обвести ее по окружности каким-нибудь колышком. При выполнении этой операции желательно сделать запас в 5 см, который позволит без труда опустить в авторезину в яму;
- – непосредственно выкапывание ямы. На этом этапе штыковой лопатой срезаются вертикальные стенки и рыхлится центральная часть котлована. Разрыхленный грунт вынимается потом лопатой совковой. Вполне возможно, что по мере углубления котлована появится смысл опуститься внутрь него. В этом случае будет удобно воспользоваться лопатами с как можно более короткими черенками, но при этом попутно потребуется следить за состоянием стенок ямы, чтобы они не осыпались внутрь.
- – как минимум несколько раз за весь цикл откапывания необходимо проверять диаметр получающегося котлована. Делается это контрольным опусканием в яму и примеркой на месте одной из автопокрышек.
Принцип устройства септика из колес
Септик из колес представляет собой конструкцию, заполняемую стоковой жидкостью. Именно в подобном резервуаре проводится отстаивание канализационной воды и ее бактериальное очищение.
Чтобы сооружение получилось надежным, следует проследить за соблюдением некоторых правил. Учитывая определенные принципы, можно ожидать, что конечный результат будет соответствовать заданным требованиям.
Для изготовления септика нужно использовать целые покрышки
Конструкцию из шин рекомендуется устанавливать при соблюдении ряда условий:
Грунтовые воды должны располагаться не выше глубины 2 м
В противном случае пластичному материалу грозят подмывания и сдвиги, иногда происходит деформация изделия.
Делая колодец для сливной ямы, следует обратить внимание на состав грунта. Предпочтительнее, чтобы он был супесчаный
Подобный состав поможет сделать лучший дренаж жидкости.
Яма под канализационный резервуар обязательно должна располагаться ниже точки промерзания почвы
Еще на этапе планирования следует предусмотреть оптимальную глубину.
При планировании месторасположения септика важно, чтобы сооружение было удачно размещено относительно дома и водозаборных точек. Оптимальным расстоянием от жилого помещения считается 5 м, а от колодца – не менее 20 м.
При соблюдении всех приведенных требований к организации канализации из шин удастся предотвратить возможные экологические проблемы.
Как определить нужный объем резервуара
Объем сливной ямы высчитывают по показателям суточного расхода воды. При этом учитывается, какое оборудование имеется в доме, сколько его, с какой интенсивностью оно эксплуатируется
Важно знать число постоянных жителей. Необходимо предусмотреть запас, если количество проживающих возрастает, или если хозяином задумана сливная яма для бани своими руками
Санитарные нормы обязательны для всех организаторов и пользователей слива.
- Если в тридцати метрах от намеченного обустройства септика колодец, то делать слив запрещается.
- Автономная канализация предусматривает обустройство септика с естественной очисткой сточной воды.
- Устройство слива включает в себя нескольких камер. На дно первой оседают крупные и твердые взвеси. В других производится биопереработка стоков.
Отстойник для канализации своими руками сможет сделать каждый мужчина.
Процесс создания своими руками
Любое строительство требует разрешения местных властей. Это касается случаев, если глубина закладки коммуникаций превышает 5 метров.
Теперь можно приступать к обустройству септика на своем участке.
Последовательность действий:
- Выбрать место для изготовления септика.
- От внешней стены дома вырыть траншею к месту септика. Ее дно должно располагаться ниже уровня промерзания грунта в данном регионе, на 20-30 см.
- Выбрать вариант конструкции септика.
- Вырыть котлован. Яма должна быть больше диаметра покрышек на 20-30 см.
- Дно котлована засыпать дренажом. Сначала укладывается слой песка толщиной 40 см, на него насыпается гранитный щебень средней фракции толщиной 40 см.
- Друг на друга уложить изношенные автомобильные шины в количестве до 10 штук.
- Между верхней покрышкой и следующей за ней вырезать отверстие для плотного вхождения сливной трубы.
- Пространство между покрышками и стенками ямы заполнить обсыпкой – лучше всего керамзитом.
- Сверху установить пластиковый канализационный люк с крышкой, обсыпать мелким грунтом и накрыть дерном с зеленой травой.
Правила постройки конструкции
Канализация из покрышек своими руками отличное решение для тех, кто не желает тратить большие средства на постройку септика, но хочет получить эффективную конструкцию, которая прослужит долгое время. Чтобы система работала как надо, следует соблюдать определенные правила при постройке.
Это послужит гарантом не только успешного функционирования канализационной системы из шин, но и снизит риск возникновения экологических проблем, которые могут возникнуть вследствие игнорирования основных требований по обустройству септика.
Важно следовать следующим основным правилам:
Начинать постройку септика из колес можно при условии, что грунтовые воды проходят на уровне ниже 2-х метровой отметки. Это обеспечит надежную фиксацию конструкции, что исключит сдвиги, подмывания или деформацию из-за пучения почвы. Предпочтительнее делать канализацию на участке с супесчаным грунтом. Благодаря этому достигается оптимальный и быстрый дренаж очищенной воды. При строительстве канализации необходимо учитывать, на сколько глубоко промерзает земля
Важно соблюдать это правило даже при постройке небольшого резервуара, в который будут попадать хозяйственно-бытовые отходы. Стоит учитывать и то, что канализацию из колес необходимо правильно расположить относительно иных построек и источников питьевой воды, располагающихся на частном участке
Так, оптимальное расстояние между домом и септиком – 5 метров. Относительно источников воды необходимо располагать канализацию дальше от них на 20 и более метров. Чтобы максимально снизить риск попадания отходов в подземные воды, рекомендуется располагать септик из покрышек в самой низкой точке земельного участка. Уровень забора воды обязательно находится ниже, чем уровень очистительного сооружения. Нужно обязательно обеспечить беспрепятственный проезд для транспорта службы очистки нечистот.
Преимущества:
- отсутствие больших денежных затрат;
- короткий срок строительства канализации;
- можно строить самостоятельно, не привлекая много людей;
- подойдут любые покрышки, вне зависимости от новизны и размера;
- несложная конструкция.
Недостатки:
- низкая производительность;
- служит в среднем 10-15 лет;
- неприятный запах;
- неполная герметизация шин повышает риск загрязнения земли нечистотами.
С чего необходимо начинать постройку
Важно получить разрешение на строительство канализационной сети, если глубина ямы будет превышать 5 метров. Получить его не сложно, особенно если соблюдать все условия межевания участка
Эти условия подробно расписаны в земельном кодексе РФ. Если же имеется кадастровый паспорт полученный раньше 2014, следует их переделать. Сама стоимость межевания варьируется в пределах 6000 рублей.
Смотреть видео
Канализация из покрышек, опыт эксплуатации.
Watch this video on YouTube
Если через участок проходит кабель связи, необходимо получить специальное разрешение от его владельца. На участок должен прибыть специалист и с помощью металлоискателя установить точку, где запрещено копать.
Оптимальное место для размещения котлована
После получения разрешение от всех инстанций, необходимо подобрать место для канализационной системы. Существуют определенные нормы, установленные Санпином, на которые нужно ориентироваться. Так, если локализация отстойника окажется по близости с местом, откуда добывают питьевую воду, возрастает риск попадания сточных отходов в грунтовые воды.
Также не следует строить канализацию по близости с домом или баней, поскольку иначе во время постройки котлована почва может осесть, вследствие чего повредится бетонное основание септика. Кроме того, при засорах оно может намокнуть, что со временем приведет к снижению его прочности.
Слишком далеко расположение резервуара от дома тоже плохой вариант. Это значительно увеличит денежные расходы на постройку сооружения.
Как правило, для внешней части канализации требуется как минимум один смотровой колодец. В том случае если трубопровод будет длиннее 25 метров, придется добавлять дополнительные колодцы.
При слишком длинном водопроводе велика вероятность, что внутри часто будут образовываться засоры. Следует учитывать это даже при том, что будет установлен специальный насос, который позволит устранять сточные воды из канализации.
Обслуживание выгребной ямы из покрышек
Крупный щебень заиливается очень медленно, поэтому откачка ямы потребуется не скоро. А чтобы в значительной мере оттянуть эту процедуру, можно использовать специальную «химию» для выгребных ям, способную быстро растворять стоки и фекалии, превращая их в воду. Как убрать заглушку из канализации самостоятельно видео читайте у нас на сайте.
Видео — Выгребная яма из покрышек
Чистка выгребных ям вручную — занятие не самое приятное
Установка конструкции в котлован
Схема выгребной ямы
Подведение канализционной трубы к выгребной яме
Обратная засыпка выгребной ямы из покрышек
Оборудование перекрытия над выгребной ямой
Котлован для выгребной ямы
Выгребная яма из покрышек
Выгребная яма из покрышек, схема
Плюсы и минусы конструкции
Перед началом строительства подобного канализационного сооружения следует тщательно рассмотреть все «за» и «против».
Преимущества:
- Чтобы соорудить выгребную яму из покрышек отлично подойдут старые автошины.
- Высокая экономичность. Минимальная стоимость материалов для сооружения подобной конструкции.
- Нет необходимости обращаться к квалифицированным специалистам и оплачивать их труд, а также для работ не нужна спецтехника и оборудование.
- Скорость и простота выполнения всех работ. Пара людей, легко обустроят выгребную яму из автомобильных шин за сутки.
- Сравнительно долгий срок службы. Материал покрышек не подвержен деформации, а влага и насекомые, которые живут в земле, не могут его повредить. Срок службы такой ямы примерно 10-12 лет.
- Допускается использование автопокрышек любого диаметра от любых автомобилей или тракторов, да хоть камаза или белаза.
Недостатки:
- Если при монтаже скатов применять не очень надежный герметик, возникает вероятность появления протечек.
- Из-под люка, который прикрывает яму из шин, может начать распространяться неприятный запах.
- При повреждении конструкции при активном ее использовании, будет достаточно сложно осуществить ремонт или демонтировать шины.
- Подобную конструкцию лучше всего использовать в том доме, где обитает не более 2-х человек, так как на большее количество людей данное сооружение не рассчитано.
- Подобная конструкция не самое удачное решение, в случае высокого расположения грунтовых вод.
Яма для туалета из покрышек требует сопоставления особенностей обустройства, эффективности работы с предполагаемыми условиями эксплуатации и «нагрузками» на канализационную систему.
Достоинства и недостатки
При отсутствии большого количества сточных вод, нет острой нужды в обустройстве сложной канализационной системы.
Яма, укрепленная автомобильными покрышками, имеет следующие достоинства:
- Доступность материалов. Можно применять любые покрышки – от легковых автомобилей и грузовых автомобилей. Они могут пребывать в любом состоянии, главное, чтобы были целыми;
- Установка выгребной ямы может осуществляться своими руками. В монтаже такой сточной системы нет ничего сложного. Понадобится подготовить план-схему разветвления труб и рассчитать размер септика, но в целом, Вы можете не иметь совершенно никакого сантехнического опыта;
- Низкая себестоимость. Нет необходимости использовать новые шины. Этот материал в больших количествах каждый день выбрасывается на свалки СТО, вывозится за город, изредка даже просто складируется в гараже.
При этом, такая «кустарная» канализационная система имеет и некоторые недостатки. Наиболее явным из них является появление неприятного запаха, с которым трудно бороться. Для устранения неприятного душкам можно использовать специальные микроорганизмы или герметичные крышки для септиков, но это дополнительные затраты.
выгребная яма с люком
Вторым неприятным фактором является отсутствие герметичности. Если покрывать стены сточной ямы исключительно покрышками, без полиэтиленового короба, то некоторая часть отходов будет просто впитываться в почву
Поэтому при обустройстве выгребной ямы из покрышек важно предусмотреть её удаленность от водоёмов и огорода
И последним неприятным фактором считается недолговечность конструкции. Бетонные выгребные колодцы служат до 50 лет. Некоторые виды септиков из пластика – до 80. Покрышки смогут выполнять такие функции не более 15 лет.
Строительство выгребной ямы из покрышек
- Вам потребуется около десяти тракторных или автомобильных покрышек в зависимости от объемов будущей выгребной ямы. Сам по себе использованные покрышки являются материалом практически бесплатным. Вы можете зайти в автомобильную мастерскую, где вам, вероятнее всего, с радостью их отдадут.
- Размеры покрышек могут быть различными, от легковых с диаметром R13, и до грузовых покрышек, в диаметре превышающих метр. Вы сможете выбрать те размеры, которые вам подойдут.
- После подготовки материалов необходимо выкопать яму соответствующего объема.
Для этого вам потребуются следующие инструменты:
- Штыковая и совковая лопаты;
- Рулетка;
- Колышки для обозначения размеров ямы и ограждения в процессе работы;
- Ведра;
- Лестница высотой не меньше глубины ямы;
- Строительный уровень.
Положив покрышку на землю, намечаем размеры, и можно начинать копать. Отметим, что дно должно иметь уклон в сторону будущего люка. Верхний плодородный слой грунта, который был получен в результате создания ямы, можно распределить по участку.
Он затем пригодится для создания грядок. Также, необходимо оставить землю для того, чтобы засыпать яму сверху. Всю остальную землю, если она вам не нужна, лучше всего вывести с участка:
- Когда достигнута необходимая глубина, в центре с помощью садового бура сверлится дренажная скважина, которая позволит «проткнуть» водоупорные слои и тем самым ускорить дренаж.
- Затем опускаем в скважину дренажную трубу, которая будет примерно на 1 метр возвышаться над дном. Это необходимо для того, чтобы трубу не засоряли крупные элементы. Вода в трубу будет попадать через боковые отверстия, закрытые сеткой из полипропилена. Верх трубы также закрывается сеткой.
На дно укладывается слой крупного щебня толщиной 10 сантиметров. Теперь можно укладывать покрышки. Осуществляется это следующим образом. При помощи электрического лобзика на одной из сторон покрышки срезается часть внутреннего обода. Это позволит жидкости не задерживаться, а полностью стекать вниз.
Для вводной трубы при помощи электролобзика делаем отверстие требуемого диаметра.
Укладывать покрышки необходимо таким образом, чтобы верхняя была немного выше уровня почвы. Промежуток между покрышками и стенами ямы засыпается грунтом. Стыки изнутри необходимо заделать герметиком.
Затем сверху яма закрывается крышкой из какого-либо не гниющего материала
Снаружи яма засыпается грунтом, однако очень важно, чтобы сохранялась вентиляция, поэтому люк должен быть чистым от земли. Также создается специальная вентиляционная труба, которая должна быть выше уровня почвы на 60 сантиметров.
Люк необходим для того, чтобы осуществлять периодическую очистку. Лучше всего использовать люк с двумя крышками, при этом одна устанавливается на уровне перекрытия, а вторая – на уровне земли. Дно должно быть под углом к люку, чтобы обеспечить более эффективную очистку.
Выводы и полезное видео по теме
Самый простой способ сооружения накопителя:
Пошаговое руководство по обустройству выгребной ямы с кирпичными стенами:
Выбор варианта сооружения выгребной ямы зависит только от ваших возможностей и предпочтений. В любом случае, если все этапы монтажа выполнить правильно, канализационный резервуар прослужит вам долгие годы, прекрасно справляясь с возложенными на него задачами.
Поделитесь с читателями вашим опытом строительства и эксплуатации выгребной ямы. Пожалуйста, оставляйте комментарии к статье и задавайте интересующие вас вопросы. Форма обратной связи расположена ниже.